Порядок оплаты больничных листов. Новые правила расчета пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком Федеральный закон 255

Пособия на случай временной нетрудоспособности можно получить в соответствие с законом 255 ФЗ (который вступил в силу 29 декабря 2006г ). Разберемся подробнее с важнейшими частями этого нормативного правового акта.

Основные положения и структура 255 ФЗ

Как было упомянуто выше, Федеральный закон об обязательном соц. страховании на случай временной нетрудоспособности был принят в 2006 году в декабре. Он состоит из преамбулы, пяти глав и девятнадцати статей. Каждая статья в свою очередь состоит из пунктов.

Данный федеральный закон регулирует важнейшие положения в сфере социального страхования граждан российской федерации на тот случай, когда они считаются временно нетрудоспособными под влиянием различных жизненных обстоятельств. К таковым относятся:

  1. Материнство.
  2. Беременность.
  3. Рождение ребенка и др.

Регулированием данных правоотношений помимо вышеуказанного закона занимается Конституция РФ, иные федеральные законы, а также постановления Правительства РФ.

Последние в большинстве своем определяют размеры назначаемых социальных выплат и порядок их предоставления.

Страхователями в данной ситуации признаются работодатели – юридические лица, с которыми у застрахованного лица заключены трудовые договоры, ИП и физические лица.

Основным распределителем финансовых средств и одновременно страховщиком является фонд обязательного социального страхования (ФСС).

ОСС распространяется на всех граждан, проживающих на территории РФ. Нормы данного федерального закона относятся и к гражданам, которые не имеют работы. В этом случае деньги будут заимствованы напрямую из фонда обязательного социального страхования. Единственной разницей является то, что размер пособия в данной ситуации будет меньше.

Статья 2 ФЗ 255

В данной статье указан круг лиц, которые имеют право относиться к застрахованным на территории российской федерации.

Стоит отметить, что нормы данного федерального закона в определенной части распространяются и на лиц, которые гражданами российской федерации не являются, а также на тех, которые вовсе не имеют гражданства.

Перечень лиц такой:

  1. Работники по трудовым договорам.
  2. Служащие государственных или муниципальных учреждений.
  3. Священнослужители.
  4. Осужденные.
  5. Адвокаты.
  6. Индивидуальные предприниматели и др.

Нормы данного федерального закона могут дополняться региональными постановлениями и указами, в которых может быть прописано, что конкретной категории граждан предоставляется дополнительное материальное обеспечение.

Статья 3

Здесь закреплены основы финансового обеспечения процесса страхования. Здесь основным является бюджет фонда обязательного социального страхования. В исключительных ситуациях могут быть реализованы денежные средства, принадлежащие различным внебюджетным фондам, действующим на территории Российской Федерации.

Деньги полагаются:

  1. Застрахованным лицам, за которых взносы делает работодатель.
  2. Застрахованным лицам, которые самостоятельно за себя платят необходимые взносы.

Стоит отметить, что полагающиеся денежные средства должны быть выплачены с первого дня когда наступил тот или иной социальный риск, повлекший за собой временную нетрудоспособность.

Статья 5

В данной правовой норме описываются случаи, когда необходимо выплачивать пособие гражданам. К таковым относятся:

  1. Уход за больным родственником (в том числе супругом, ребенком, родителями).
  2. Лечение на курорте или в стационаре и тому подобные ситуации.

Считается, что такие случаи временно лишают вас трудоспособности. Выплаты в этой ситуации производятся как в период осуществления трудовой деятельности, так и до одного месяца после расторжения трудового договора или контракта.

Статья 6

В данной статье более конкретно рассматриваются особенности выплаты пособия. Денежные средства должны быть выплачены за весь период, когда гражданин являлся нетрудоспособным, вплоть до его полнейшего восстановления. Если гражданин инвалид, то пособие ему может выплачиваться в период до полугода.

Особое внимание стоит уделить пособию, выплачиваемому в случае необходимости лечения в санатории. Здесь компенсируется не только сама временная нетрудоспособность, но и проезд до места лечения и обратно.

Пособие может выплачиваться и в ситуациях, когда трудоспособному гражданину необходимо ухаживать за больным членом семьи. Если это ребенок, то период нахождения на больничном зависит непосредственно от его возраста.

Статья 7

Эта норма права определяет размер пособия. Он напрямую зависит от того, каким трудовым стажем на момент наступления болезни или другой причины временной нетрудоспособности обладал гражданин.
Например, если стаж у него восемь лет, то ему полагается сто процентов от среднего заработка. Если стаж от пяти лет, то полагается выплачивать восемьдесят процентов заработка, а если менее пяти лет, то 60 процентов.

Иные нормы установлены для пособия по уходу за больным ребенком, что прямо указано приказом Минздрава РФ. Но это уже совсем другая тема — про декретный отпуск.
А что делать, когда трудовой стаж на момент приобретения временной нетрудоспособности не превышает полугода? Здесь гражданин так же имеет право на получение пособия, но размер его не будет превышать минимального размера оплаты труда, выплачиваемого за месяц.

Статья 10

Здесь рассматривается продолжительность выплаты пособия, полагающегося при беременности и родах. Государственное обеспечение и оплата производится в течение 70 дней перед родами и в течение 70 дней после родов.

Пособие полагается и тем лицам, которые усыновили ребенка. Деньги им выплачиваются со дня регистрации усыновления и в течение 70 дней после этого.

Статья 12

Здесь рассматриваются сроки обращения за пособиями.

Заняться оформлением необходимой документации для получения причитающихся денежных средств нужно не позднее чем до полугода после того, как трудоспособность была полностью восстановлена. Для пособия по беременности и родам также принимается полугодичный срок, однако он начинает течь с того момента, как окончился отпуск, связанный с материнством.

Ст. 12 предусматривает и разрешение конфликтов, возникших в ситуации, когда шестимесячный срок был пропущен. В этой ситуации пособие может быть выплачено только по усмотрению уполномоченного должностного лица, занимающегося аккумулированием денежных средств.

Статья 13

Все вышеописанные выплаты назначаются по месту работы гражданина. Если до момента наступления временной нетрудоспособности у гражданина было несколько мест, где он осуществлял трудовую деятельность, то он может по своему выбору для получения пособия определить то или иное место работы.

Нужно отметить, что если трудовая деятельность была завершена, а заболевание наступила не позднее чем через месяц, то работодатель также будет обязан выплачивать такому лицу пособие. Причем, он выплачивает его в первые три дня. Весь остальной период деньги человеку будет выплачивать федеральный фонд обязательного социального страхования.

Основанием для выплаты денежных средств является больничный лист. При его отсутствии отказывают в соц.выплате. Больничный лист можно получить в участковой поликлинике гражданина. Существует два вида листков – бумажный и электронный.

Статья 14

Рассчитываются пособия исходя из среднего заработка гражданина. При этом, во внимание берется заработок за последние два года. Для того чтобы рассчитать средний заработок, необходимо сложить доходы за два года и разделить их на 720.

Для каждого пособия предусмотрена своя формула, устанавливаемая федеральным законодательством. В том случае, если доходов за два года у гражданина не было, в расчет берется минимальный размер оплаты труда.

Каждая конкретная формула разрабатывается и утверждается постановлениями Правительства РФ.

Статья 15

Любое из вышеуказанных пособий должно быть назначено не позднее десяти календарных дней с момента принятия решения о назначении выплаты. В том случае, если пособие было назначено, но по каким то причинам выплачено не было, то гражданин может обратиться за его получением не позднее трехгодичного срока.

По истечение данного срока такое право им утрачивается.

Пособие по беременности и родам ФЗ 255

Как отмечалось выше, такое пособие выплачивается исходя из среднемесячного заработка за последние два года. Остальные расчеты происходят в зависимости от того, какое количество времени мама находится в отпуске.

Существуют максимальные пределы пособия, выше которых они уплачены быть не могут. Так, это 71198 при сложной беременности и 51380 при обычной.

Размеры пособий периодически увеличиваются, связано это с ежегодной индексацией.


ФЗ о пособиях по временной нетрудоспособности

Регулирование этого правоотношения также происходит при помощи ФЗ 255. Пособие по временной нетрудоспособности напрямую зависит от того, каким трудовым стажем на момент приобретения временной нетрудоспособности обладал гражданин.

Например, если стаж у него восемь лет, то ему полагается сто процентов от среднего заработка. Если стаж от пяти лет, то полагается выплачивать восемьдесят процентов заработка, а если менее пяти лет, то 60 процентов.

Размер пособия может быть и снижен. Это может быть связано со следующими обстоятельствами:

  1. Несоблюдение рекомендаций врача.
  2. Неявки на врачебные осмотры и терапии.
  3. Если нетрудоспособность стала следствием аморального поведения гражданина, в том числе алкоголизма, наркомании и др.

Снижен размер пособия может на любую сумму. Однако нужно помнить, что размер пособия не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Условия начисления пособий по 255 ФЗ

Условия наступления необходимости выплаты пособия напрямую зависят от того, вследствие чего возникла нетрудоспособность. К таковым относятся:

  1. Временная нетрудоспособность в связи с заболеванием.
  2. Уход за больным родственником.
  3. Лечение на курорте или в стационаре и др.
  4. Материнство.
  5. Роды.

Эти случаи относятся к обстоятельствам временной нетрудоспособности. Выплаты в этой ситуации производятся как в период осуществления трудовой деятельности, так и до одного месяца после расторжения трудового договора или контракта. Если работы у гражданина не имеется, то выплатами занимается фонд обязательного социального страхования.

Виды и сроки получения пособий

Можно выделить такие виды:

  1. Временная нетрудоспособность.
  2. По беременности и родам.
  3. При рождении детей.
  4. По уходу за ребенком.
  5. На погребение и др.

Для каждого отдельного пособия предусмотрены свои сроки выплат. Однако, существует общее для всех правило, обратиться за начисленными но не выплаченными пособиями необходимо не позднее полугода до окончания причин, по которым возникла временная нетрудоспособность.

Что говорит федеральный закон 255 о выплате больничных листов

Больничные листы являются основаниями для получения выплат. Лист может быть выражен в двух формах – бумажной и электронной. Выбор конкретного вида листка принадлежит гражданину. Получить выплаты можно только по достоверному больничному листу, который необходимо получить в государственной поликлинике или в частном медицинском учреждении, имеющем лицензию.

Необходимость оформления больничного листа

Такая необходимость прямо указана законом. Связана он с тем, что больничный лист является единственным основанием и доказательственной базой того, что действительно имела место временная нетрудоспособность.

1. Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).

2. В случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.

2.1. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

2.2. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соответствии с частью 2 настоящей статьи страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

3. Застрахованному лицу, утратившему трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой оно подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем по его последнему месту работы (службы, иной деятельности) либо территориальным органом страховщика в случаях, указанных в части 4 настоящей статьи.

4. Застрахованным лицам, указанным в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также иным категориям застрахованных лиц в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком, либо в случае отсутствия возможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, либо в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу, либо в случае, если на день обращения застрахованного лица за указанными пособиями в отношении страхователя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве страхователя, назначение и выплата указанных пособий, за исключением пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств страхователя в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, осуществляются территориальным органом страховщика.

5. Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа. Для назначения и выплаты указанных пособий застрахованное лицо представляет справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, документы, подтверждающие страховой стаж. Форма, порядок выдачи и порядок оформления листков нетрудоспособности, а также порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и Фондом социального страхования Российской Федерации. Порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа утверждается Правительством Российской Федерации.

5.1. В случаях, указанных в частях 2.1 и 2.2 настоящей статьи, застрахованное лицо при обращении за назначением пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам к страхователю по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица представляет также справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются.

6. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо обучается по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, справку из органов социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет также при необходимости справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с частью 4 настоящей статьи справка (сведения) из органов социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) отца, матери (обоих родителей) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком запрашивается страховщиком в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в распоряжении которого находятся такие сведения. Застрахованное лицо вправе по собственной инициативе представить указанную справку для назначения и выплаты пособия. Межведомственный запрос страховщика о представлении документов (сведений) направляется в течение трех календарных дней со дня поступления заявления о выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с частью 4 настоящей статьи. Срок подготовки и направления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации ответа на указанный межведомственный запрос не может превышать пять календарных дней со дня поступления межведомственного запроса в указанные органы.

7. Застрахованное лицо, занятое у нескольких страхователей, при обращении к одному из указанных страхователей по своему выбору за назначением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком наряду с документами, предусмотренными частью 6 настоящей статьи, представляет справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком этим страхователем не осуществляются.

7.1. Застрахованным лицом вместо подлинника справки о сумме заработка, из которого должны быть исчислены пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, может представляться копия справки о сумме заработка, заверенная в установленном порядке.

7.2. В случае, если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) в связи с прекращением деятельности этим страхователем (этими страхователями) либо по иным причинам, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, либо территориальный орган страховщика, назначающий и выплачивающий пособие в случаях, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи настоящего Федерального закона, по заявлению застрахованного лица направляет запрос в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Форма указанного заявления застрахованного лица, форма и порядок направления запроса, форма, порядок и сроки представления запрашиваемых сведений территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

8. Страхователь осуществляет выплату пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу в порядке, установленном для выплаты застрахованным лицам заработной платы (иных выплат, вознаграждений).

9. Выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случаях, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, осуществляется в установленных размерах территориальным органом страховщика, назначившим указанные пособия, через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию по заявлению получателя.

10. Информация о назначении и выплате застрахованным лицам в случаях, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, ежемесячных пособий по уходу за ребенком размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Обязательное социальное страхование — это обязанность со стороны государства обеспечить социальную защиту населению.

Обязательному социальному страхованию подлежат все работники, трудоустроенные на официальной основе. Причиной обязательного социального страхования служат изменения социального и материального обеспечения, даже в том случае, если изменения произошли по независящим от них обстоятельствам.

Социальное страхование — это система по защите работающих граждан и находящихся на иждивении членов семей в случае потери заработка при наступлении нетрудоспособности по причине:

  • Безработицы;
  • Болезни;
  • Инвалидности;
  • Старости.

Суть федерального закона

255 ФЗ «Об обязательном социальном страховании» на случай нетрудоспособности регулирует отношения, которые возникают при нетрудоспособности гражданина или в связи с наступлением материнства. В законодательстве Российской Федерации перечислены группы лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Дополнительно закон регулирует условия, размер и порядок по обеспечению пособиями по причине нетрудоспособности.

Действие ФЗ 255 не распространяется на отношения, возникающие в связи с выдачей пособий по причине временной нетрудоспособности или возникшего несчастного случая.

Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» был принят Государственной Думой 20 декабря 2006 года, а одобрен спустя 7 дней того же года. Последние изменения в закон были внесены и утверждены 1 мая 2017 года.

  • Глава 1 описывает общие положения настоящего закона;
  • Глава 2 описывает способы определения пособия по временной нетрудоспособности;
  • Глава 3 описывает способы определения пособия по беременности и родам;
  • Глава 4 определяет порядок назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам, временной нетрудоспособности и по уходу за ребенком;
  • Глава 5 описывает порядок вступления в силу настоящего ФЗ.

Условия начисления пособий по 255 ФЗ

Условия начисления пособий по 255 ФЗ находятся в статье 13. Она описывает порядок назначения и выплаты пособий по беременности и родам, временной нетрудоспособности или ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Выплата назначается страхователем в том месте, где работает гражданин. Если гражданин зарегистрирован у нескольких страхователей одновременно и за последние два года страхователи не менялись, то пособия назначаются по всем местам работы за исключением ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Оно начисляется с места работы по выбору гражданина.

Если в течение 30 дней после увольнения сотрудник утрачивает трудоспособность, то выплата пособий согласно 255 ФЗ об обязательном социальном страховании выплачивается из последних мест работы.

Необходимость оформления больничного листа

Для оформления больничного листа и его выдачи, применяется бланк больничного листа. Бланк утверждается приказом Министерства здравоохранения и социального развития под номером 347н. Порядок выдачи листов нетрудоспособности осуществляется на основе приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации под номером 624н.

Подлинный больничный лист выдается организацией, которая обладает лицензией на осуществление медицинской деятельности. Другим компаниям, не имеющим подобный документ, выдавать бланки запрещается.

Больничный лист оформляется на основании просьбы сотрудника. Составить его можно либо в день посещения доктора, либо в последний день (день закрытия больничного листа). В строчке — дата выдачи указывается дата оформления листка нетрудоспособности. Если гражданин обращается к врачу после работы, необходимо попросить выписать больничный лист со следующего дня. В ином случае могут возникнуть обстоятельства, в результате которых сотрудник при полном рабочем дне открывает больничный в этот же день. Работодатель не имеет право выплачивать сотруднику и больничный и заработную плату за один и тот же день. Более подробно порядок предоставления больничного листа по закону рассматривается в статье 13 ФЗ 255.

Последние поправки

Последние изменения в настоящий Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности» были внесены 1 мая 2017 года. В частности, изменения коснулись следующей статьи:

В статье 5 говорится о том, что пособие назначается работодателем. За основу берется листок нетрудоспособности по беременности и родам. Чтобы пособие было назначено и выплачено в указанные сроки, застрахованному лицу потребуется предоставить информацию о сумме заработной платы.

Ниже перечислен ряд статей, которых не коснулись изменения, но они важны для рассмотрения:

Статья 3 описывает финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения. Для обеспечения сотрудников пособием, выделяются денежные средства из Фонда социального страхования РФ. Выплаты назначаются только застрахованным лицам.

В статье 7 описывается размер пособия по временной нетрудоспособности. Пособие выплачивается в связи с получением травмы или заболевания. Размер пособия — 60 процентов от среднего заработка. Даже если сотрудник уволился с последнего рабочего места, он вправе получить денежные выплаты в первые 30 календарных дней.

Однако процент выплаты от среднего заработка увеличивается в зависимости от страхового стажа. Так, если сотрудник работает подряд 8 и более лет, страховая выплата составит 100 процентов от среднего заработка.

В статье 8 перечисляются основания, способствующие снижению размера пособия по причине временной нетрудоспособности.

Основания:

  • Больной после получения травмы или лечения нарушил условия лечащего врача;
  • Пациент забыл прийти в назначенное доктором время для проведения осмотра и соответствующих анализов, на основании которых будут сделаны выводы о продлении или закрытии больничного листа;
  • В следствии наркотического, алкогольного или токсического опьянения пациентом были получены травмы или заболевание.

При наличии вышеуказанных/вышеуказанного основания для снижения пособия больному выплачиваются денежные средства, равные минимальной зарплате за один календарный месяц.

В статье 9 описывается время, за которое пособие по временной нетрудоспособности не выплачивается. Существуют несколько периодов для отказа в выплате денежных средств в связи с временной нетрудоспособностью:

  • Во время освобождения сотрудника от деятельности с частичным или полным сохранением заработной платы или без оплаты на основании законодательства Российской Федерации. Исключением являются ситуации, в которых сотрудник утратил трудоспособность по причине травмы или заболевания во время ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • В период отстранения от должности, если за это время не перечисляется зарплата;
  • За время административного ареста или заключения сотрудника под стражу;
  • В момент проведения судебно-медицинской экспертизы;
  • За период простоя. Исключением являются случаи, предусмотренные 7 статьей настоящего Федерального закона.

Основаниями для отказа в выплате пособия являются:

  • Наступление временной нетрудоспособности по причине попытки самоубийства или установления судом умышленного причинения вреда своему здоровью;
  • Наступление временной нетрудоспособности в результате совершения умышленного преступления застрахованным лицом.

В статье 11 описываются условия и продолжительность выплаты пособия по уходу за ребенком. Подобная выплата начисляется лицам, которые ухаживают за ребенком и которые на текущий момент находятся в отпуске по уходу за малышом. Выплаты прекращаются на момент, когда ребенок достигает возраста полутора лет.

В статье 12 описываются сроки обращения за пособиями, в том числе за пособиями по беременности и родам, временной нетрудоспособности, ежемесячным пособием по уходу за ребенком.

В случае возникновения временной нетрудоспособности, пособие назначается в течение 6 месяцев после восстановления трудоспособности (сразу после обращения). Чтобы были назначены денежные выплаты по беременности и родам, гражданин/гражданка могут обратиться после окончания соответствующего отпуска в течение полугода. Чтобы обратиться после вышеуказанного срока к страхователям, сотрудник должен указать уважительную причину в составленном заявлении.

В статье 13 описывается порядок назначения и выплат пособий по временной нетрудоспособности, ежемесячного пособия по уходу за ребенком и по беременности и родам. Выплата назначается страховым лицом по месту работы сотрудника.

Если на момент временной нетрудоспособности и беременности и родам сотрудник работал в нескольких местах официально, то выплата суммируется страхователем исходя из всех указанных рабочих мест. Если выплачивается пособие по уходу за ребенком, то сумма, как правило, выплачивается по одному месту работы (на выбор сотрудника).

В статье 14 описывается, каким способом исчисляется пособие по беременности и родам, временной нетрудоспособности, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Чтобы правильно рассчитать пособие, за основу берется средний заработок застрахованного лица. А именно, последние два календарных года до наступления одного из случаев для выплаты пособия. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется как цифра среднего заработка, которая умножается на размер пособия, установленного Федеральным законом. Если уход за ребенком осуществляется не полный месяц, то денежное пособие выплачивается согласно количеству дней по уходу за ребенком.

В статье 17 описывается возможность сохранения прав на выплату пособия по продолжительности страхового стажа и временной нетрудоспособности. Сотрудники, которые заключили трудовой или служебный договор до 1 января 2007 года имеют право на получение денежных выплат по временной нетрудоспособности в увеличенном проценте. Однако не выше максимального размера, установленного в соответствии с Федеральным законом.

Скачать действующую редакцию закона

В Федеральный закон дополнительно входят и другие случаи, при которых также выплачивается пособие. Это такие случаи как:

  • Уход за ребенком;
  • Беременность и роды (оплачиваемый декретный отпуск)

Чтобы ознакомиться с настоящим законом и внесенными изменениями за последнее время, скачайте ФЗ 255 об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности по .

Федеральный закон №255-ФЗ от 29_12_2006г

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ

НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ


Государственной Думой


Советом Федерации


(в ред. Федеральных законов от 09.02.2009 N 13-ФЗ ,

От 24.07.2009 N 213-ФЗ )


(см. Обзор изменений данного документа)


Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона


КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся обеспечения пособиями по беременности и родам, см. также Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ.

1. Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

(часть первая в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, за исключением положений статей 12 , 13 , 14 и 15 настоящего Федерального закона, применяемых к указанным отношениям в части, не противоречащей Федеральному закону от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".


Статья 1.1. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством


1. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", иных федеральных законов. Отношения, связанные с обязательным социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

3. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке , определяемом Правительством Российской Федерации.


Статья 1.2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе


(введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

2) страховой случай по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, страхователя осуществлять страховое обеспечение;

3) обязательное страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее также - страховое обеспечение) - исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты пособий, установленных настоящим Федеральным законом;

4) средства обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - денежные средства, формируемые за счет уплаты страхователями страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также имущество, находящееся в оперативном управлении страховщика;

5) страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - страховые взносы) - обязательные платежи, осуществляемые страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации в целях обеспечения обязательного социального страхования застрахованных лиц на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

6) средний заработок - средняя сумма выплаченных страхователем в пользу застрахованного лица в расчетном периоде заработной платы, иных выплат и вознаграждений, исходя из которой в соответствии с настоящим Федеральным законом исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день наступления страхового случая.

2. Иные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том значении, в каком они используются в других законодательных актах Российской Федерации.


Статья 1.3. Страховые риски и страховые случаи


(введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)


1. Страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

2. Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются:

1) временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона;

2) беременность и роды;

3) рождение ребенка (детей);

4) уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

5) смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.


Статья 1.4. Виды страхового обеспечения


(введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)


1. Видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются следующие выплаты:

1) пособие по временной нетрудоспособности;

2) пособие по беременности и родам;

3) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

4) единовременное пособие при рождении ребенка;

5) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

6) социальное пособие на погребение.

2. Условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"), Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон "О погребении и похоронном деле").


Статья 2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством


(см. текст в предыдущей редакции )


1. Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

1) лица, работающие по трудовым договорам;

2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

3) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

5) священнослужители;

6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются застрахованными лицами.

3. Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона.

4. Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и Федеральным законом "О погребении и похоронном деле". Лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты страховых взносов в течение периода, определенного статьей 4.5 настоящего Федерального закона.

5. Лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством .

6. Законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные выплаты по обеспечению федеральных государственных гражданских служащих, государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, финансируемые соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.


Статья 2.1. Страхователи


(введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)


1. Страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации;

2) индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств;

3) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

2. В целях настоящего Федерального закона к страхователям приравниваются адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона. Указанные лица осуществляют права и несут обязанности страхователей, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением прав и обязанностей, связанных с выплатой страхового обеспечения застрахованным лицам.

3. Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.


Статья 2.2. Страховщик


(введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)


1. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации.

2. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

КонсультантПлюс: примечание.

О Фонде социального страхования Российской Федерации см. Указ Президента РФ от 07.08.1992 N 822 и Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101.

3. Правовой статус и порядок организации деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации определяются федеральным законом.


Статья 2.3. Регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей


(введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)


1. Регистрация страхователей осуществляется в территориальных органах страховщика:

1) страхователей - юридических лиц в пятидневный срок со дня представления в территориальный орган страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и представляемых в порядке , определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня создания такого обособленного подразделения;

3) страхователей - физических лиц, заключивших трудовой договор с работником, по месту жительства указанных физических лиц на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым из принимаемых работников.

2. Снятие с регистрационного учета страхователей осуществляется по месту регистрации в территориальных органах страховщика:

1) страхователей - юридических лиц в пятидневный срок со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, в порядке , определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (в случае закрытия обособленного подразделения либо прекращения полномочий по ведению отдельного баланса, расчетного счета или начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц), в четырнадцатидневный срок со дня подачи страхователем заявления о снятии с учета по месту нахождения такого подразделения;

3) страхователей - физических лиц, заключивших трудовой договор с работником (в случае прекращения трудового договора с последним из принятых работников), в четырнадцатидневный срок со дня подачи страхователем заявления о снятии с учета.

3. Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, и лиц, приравненных к страхователям в целях настоящего Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.


Статья 3. Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения


(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )


1. Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.

2. Пособие по временной нетрудоспособности в случаях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, выплачивается:

1) застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона) за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 3-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации;

2) застрахованным лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона, за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации с 1-го дня временной нетрудоспособности.

3. Пособие по временной нетрудоспособности в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 5 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, выплачивается застрахованным лицам за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации с 1-го дня временной нетрудоспособности.

4. Финансовое обеспечение дополнительных расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, связанных с зачетом в страховой стаж застрахованного лица указанных в части 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона периодов службы, в течение которых гражданин не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на указанные цели бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации. Определение объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на финансирование дополнительных расходов, в части периодов указанной службы, имевших место до 1 января 2007 года, не производится, если данные периоды учтены при определении продолжительности страхового стажа в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона.

5. В случаях, установленных законами Российской Федерации, федеральными законами , финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения в размерах сверх установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на указанные цели бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.


Статья 4. Предоставление страхового обеспечения лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду


(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )


Предоставление страхового обеспечения лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду, осуществляется в порядке , определяемом Правительством Российской Федерации.


Глава 1.1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

СУБЪЕКТОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ НА СЛУЧАЙ

ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ


(введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)


Статья 4.1. Права и обязанности страхователей


1. Страхователи имеют право:

1) обращаться к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов;

2) бесплатно получать у страховщика информацию о нормативных правовых актах об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

3) обращаться в суд для защиты своих прав.

2. Страхователи обязаны:

1) зарегистрироваться в территориальном органе страховщика в случаях и порядке, которые установлены статьей 2.3 настоящего Федерального закона;

2) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации;

3) в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) вести учет и отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации и расходам на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам;

5) выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

6) предъявлять для проверки в территориальные органы страховщика документы, связанные с начислением, уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам;

7) сообщать в территориальные органы страховщика о создании, преобразовании или закрытии обособленных подразделений, указанных в пункте 2 части 1 статьи 2.3 настоящего Федерального закона, а также об изменении их места нахождения и наименования;

8) выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

3. Права и обязанности страхователей как плательщиков страховых взносов устанавливаются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".


Статья 4.2. Права и обязанности страховщика


1. Страховщик имеет право:

1) проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок;

2) запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов;

3) получать от органов Федерального казначейства сведения о поступивших в Фонд социального страхования Российской Федерации суммах страховых взносов, пеней, штрафов;

4) не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов;

5) обращаться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по надзору и контролю в сфере здравоохранения, с запросами о проведении в медицинских организациях проверок организации экспертизы временной нетрудоспособности, обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности;

6) предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности;

7) представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями;

8) осуществлять иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

2. Страховщик обязан:

1) осуществлять управление средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и бюджетным законодательством Российской Федерации;

2) составлять проект бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и обеспечивать исполнение бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

3) вести в установленном порядке учет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

4) составлять проект отчета об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также установленную бюджетную отчетность;

5) осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - контроль за уплатой страховых взносов), а также контроль за соблюдением страхователями законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при выплате страхового обеспечения застрахованным лицам;

6) осуществлять в случаях, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплату страхового обеспечения застрахованным лицам;

7) выделять страхователям в установленном порядке необходимые средства на выплату страхового обеспечения сверх начисленных ими страховых взносов;

8) осуществлять регистрацию страхователей, вести реестр страхователей;

9) вести учет физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уплаченных ими страховых взносов и сумм выплаченного им страхового обеспечения;

10) бесплатно консультировать страхователей и застрахованных лиц по вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

11) не разглашать без согласия застрахованного лица сведения о результатах его медицинских обследований (диагнозе), получаемых им доходах, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

12) выполнять иные требования, установленные законодательством Российской Федерации.

3. Права и обязанности страховщика, связанные с осуществлением контроля за уплатой страховых взносов, устанавливаются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".


Статья 4.3. Права и обязанности заст

Навигация по спецразделу.

Эта статья будет полезна тем, кто помимо основной работы работает также и по совместительству.

Как вы уже знаете из предыдущих материалов порядок оплаты листка нетрудоспособности (больничного листа) регулируется федеральным законодательством, а именно – Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

С 1января 2016 года действует редакция Федерального закона N 255-ФЗ от 29.12.2015 года.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 394-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с этим законодательством для оплаты листка нетрудоспособности (больничного листа) работнику, должен наступить один из следующих страховых случаев:

    болезнь или травма самого работника;

    уход за одним из членов семьи, который болен;

    карантин работника, его ребенка до 7-ми лет или недееспособного родственника;

    протезирование, основание для проведения которого - медицинские показания;

    долечивание в условиях санатория или курорта.

Обязательное требование для оплаты листка нетрудоспособности (больничного листа) работнику – социальное страхование работника его работодателем путем перечисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) в установленных Федеральным законом N 255-ФЗ размерах.

На практике каждый официально оформленный постоянный работник автоматически страхуется работодателем в Фонде социального страхования РФ (ФСС РФ).

В данном материале мы не будем касаться вопроса, как оплачивается листок нетрудоспособности (больничный лист) работнику, который получил травму на производстве или «заработал» профессиональное заболевание.

Это отдельная тема и в данном материале мы этот вопрос подробно рассматривать не будем. В данных ситуациях основным регламентирующим документом является Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Несчастные случаи и компенсация за профессиональные заболевания оплачиваются из средств Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ) в обычном порядке и идентичны тому, как происходит оплата листка нетрудоспособности (больничного листа) работнику с 2016 года для остальных страховых случаев.

Средства для оплаты листка нетрудоспособности (больничного листа) постоянным работникам и совместителям

Рассмотрим, как оплачивается листок нетрудоспособности (больничный лист) постоянным работникам и совместителям и за счет каких источников, если работник взял листок нетрудоспособности (больничный лист) после 1 января 2016 года.

Любой страховой случай, произошедший с работником и подпадающий под действие Федерального закона N 255-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", оплачивается следующим образом:

    первые три дня – оплачиваются за счет прибыли предприятия;

    остальной период подлежит возмещению за счет средств Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ).

Такая оплата листка нетрудоспособности (больничного листа) работнику установлена статьей 3, пунктом 2 и п.п. 1 Федерального закона N 255-ФЗ.

Оплата листка нетрудоспособности (больничного листа) работнику по уходу за ребенком или за недееспособным родственником

  • осуществляется полностью из бюджета Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ).

Оплата листка нетрудоспособности (больничного листа) работнику после его увольнения

  • осуществляется в размере 60% независимо от продолжительности страхового стажа работника.

Бывший работник может претендовать на оплату такого листка нетрудоспособности (больничного листа) при выполнении ряда требований, прописанных в статье 4 пункте 2 Федерального закона № 255-ФЗ.

Оплата листка нетрудоспособности (больничного листа) постоянному сотруднику и внешнему совместителю

Общий порядок расчета листка нетрудоспособности (больничного листа) состоит из 4-х этапов.

Этап 1. Берется общая база доходов работника за последние 2 календарные года (к примеру, с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2015 г.), на которые начисляются страховые взносы.

Этап 2. Полученная сумма делится на 730 (семьсот тридцать) дней.

Этап 3. Рассчитанная величина – среднедневной заработок.

    страховой стаж 8 и более лет – 100%;

    страховой стаж от 5 до 8 лет – 80%;

    страховой стаж от 3 до 5 лет – 60%;

    страховой стаж меньше 6 мес. – листок нетрудоспособности (больничный лист) рассчитывается исходя из МРОТ (минимальный размер оплаты труда).

Пример. Работник работает на предприятии 5 лет, его доходная база за 2014-2015 г.г. равна 335 200,00 руб.

Это место работы для него первое, т.е. страховой стаж находится в интервале от 3 до 5 лет, предполагающем 60% оплату среднедневного заработка:

335200 / 730 = 459,18 руб. х 60% = 275,51 руб.

Таким образом, за каждый день листка нетрудоспособности (больничного листа) работник получит по 275,51 руб. Первые 3 дня работодатель оплачивает пособие по временной нетрудоспособности из своих средств - 826,53 руб., а остальные дни пособие по временной нетрудоспособности оплачивается за счет средств Фонда социального страхования (ФСС РФ).

При оплате листка нетрудоспособности (больничного листа) работнику по внешнему совместительству с 2016 года существуют свои особенности.

Особенность 1.​ При оформлении листка нетрудоспособности (больничного листа) работнику в медицинском учреждении работник должен сказать, что у него несколько мест работы и медицинский работник, ответственный за выдачу листков нетрудоспособности (больничных листов), должен дать несколько бланков – по одному для каждого работодателя.

Причем на листке нетрудоспособности (больничном листе) делается пометка, какое место работы – основное, а какое (или какие, если их несколько) – по совместительству.

Особенность 2.​ Если работник трудится по совместительству давно и доходная база за 2014-2015 гг. сложилась, больничные ему оплатят все работодатели.

Особенность 3.​ Если в 2-х календарных годах, предшествующих году наступления страхового случая, у работника были разные работодатели, то ему необходимо со всех работодателей собрать справки по форме №4-н и получить оплату листка нетрудоспособности (больничного листа) по основному месту работы.

Статья 13 «Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком» Федерального закона № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Особенность 4.​ В том случае, если работник – совместитель последние 2 года не работал нигде, пособие по временной нетрудоспособности ему может быть выплачено из расчета МРОТ и продолжительности страхового стажа.

Порядок расчета среднего заработка для оплаты листка нетрудоспособности (больничного листа)

Как упоминалось выше, среднедневной заработок работника для оплаты листка нетрудоспособности (больничного листа) складывается из суммы доходов, полученной работником в 2-х годах, предшествовавших году обращения за пособием по временной нетрудоспособности. Иными словами, в 2016 году доходная база берется за 2014 и 2015 годы.

Считаются все доходы, полученные у всех работодателей.

При этом обязательное условие – договорные отношения должны носить официальный характер и с заработной платы работников все работодатели перечисляли страховые взносы в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ).

Встречаются ситуации, когда в указанном периоде у работника отсутствует доходная база. Например, работница находилась в отпуске по беременности и родам либо по уходу за ребенком. Тогда она на основании статьи 14 пункта 1 Федерального закона № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" имеет право написать заявление и выбрать для исчисления среднедневного заработка предшествующие календарные годы (где был доход).

Единственным условием такого расчета является факт увеличения суммы пособия по временной нетрудоспособности в большую сторону, по сравнению с рассчитанным по МРОТ.

При определении среднего заработка для оплаты листка нетрудоспособности (больничного листа) бухгалтера руководствуются статьей 14 закона № 255-ФЗ.

При этом полученный результат сравнивается с актуальным на момент начисления пособия по временной нетрудоспособности минимальным размером оплаты труда (МРОТ).

Пример. Работник имеет доходную базу за 2014 - 2015годы 114 700 рублей.

Определяем его среднедневной заработок: 114 700 / 730 = 157,12 руб. Посчитаем среднедневной заработок из расчета МРОТ: 6 204 (с 1.01.2016г.) х 24 месяца = 148 896/ 730=203,97 руб.

Сравнение двух сумм показывает, что сотруднику необходимо брать второе значение среднедневного заработка, т.к. оно превышает его фактические доходы за 2014 – 2015 гг.

Размер оплаты листка нетрудоспособности (больничного листа) постоянным работникам и совместителям с 2016 года

Как уже говорилось, работник получает 100% от своего дохода при страховом стаже, превышающем 8 лет. Стаж от 5 до 8 лет оплачивается в размере 80%, от 3 до 5 лет – 60%, менее 6 мес. – из расчета МРОТ (6 204 рублей с 1.01.2016г.).

Уволенным сотрудникам листок нетрудоспособности (больничный лист) всегда оплачивается в размере 60% от фактического среднедневного заработка (при соблюдении необходимых для оплаты условий).

Существующие ограничения при оплате листка нетрудоспособности (больничного листа) с 1 января 2016 года

Оплата листка нетрудоспособности (больничного листа) работнику на предприятии происходит в соответствии с социальным законодательством РФ, которое предусматривает ряд ограничений.

Ограничение 1.​ Доходная база за 2014-2015гг. должна быть не выше предельно допустимой величины.

Это положение прописано в статье 14 пункте 3.1 Федерального закона № 255-ФЗ.

Статья 14. «Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком» Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

За 2014 год предельно допустимая величина доходов для определения размера пособия по временной нетрудоспособности – 624 000 руб., за 2015 год – 670 000 руб. Таким образом, верхний предел доходов для любого работника (по каждому месту работы), которому начисляют пособие по временной нетрудоспособности в 2016 году, составит 624000 + 670 000 = 1294 000 руб. и среднедневной заработок – 1773 рубля.

Ограничение 2. Присутствие в листке нетрудоспособности (больничном листе) работника отметки о нарушении больным режима.

Например, работник самовольно ушел из стационара. Дата нарушения режима является моментом, с которого сумма среднедневного заработка исчисляется из минимального размера оплаты труда МРОТ (6 204 рублей с 1.01.2016г.).

Ограничение 3. Ограничения, связанные с продолжительностью страхового стажа (проценты рассмотрены выше).

Ограничение 4. Пособие по уходу за больными родственниками имеет ряд ограничений по срокам оплаты в соответствии со статьей 6 пунктом 5 Федерального закона № 255-ФЗ.

Статья 6 пункт 5 «Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи выплачивается застрахованному лицу:» Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Зависимость оплаты пособия по временной нетрудоспособности от возраста больного родственника.

Родственник

Максимальная продолжительность больничного в днях

Число оплачиваемых дней в течение календарного года

Ребенок в возрасте до 7-ми лет

Нет ограничений

Ребенок до 7-ми лет с заболеванием из специального перечня Фонда социального страхования

Нет ограничений

Ребенок возрастом 7-15 лет

Ребенок, являющийся инвалидом, до 15-ти лет

Нет ограничений

Ребенок в возрасте до 15-ти лет, имеющий ВИЧ и др. болезни по списку Федерального закона № 255-ФЗ статья 6, пункт 5, пп.4,5

Нет ограничений

Нет ограничений

Иной родственник

Амбулаторный уход за больным ребенком оплачивается работнику в следующем порядке:

    первые 10 дней оплачиваются по среднедневному заработку работника, скорректированному согласно продолжительности его страхового стажа в Фонде социального страхования РФ;

    последующие (начиная с 11-го дня) дни – 50% от среднедневного заработка на основании статьи 7 пункта 3 Федерального закона № 255-ФЗ.

Срок оплаты листка нетрудоспособности (больничного листа)

Начисленный в бухгалтерии листок нетрудоспособности (больничный лист) оплачивается работнику в день выдачи заработной платы на предприятии. Таких дней должно быть два – аванс и зарплата.

В ближайшую дату работник получает сумму пособия по временной нетрудоспособности.

Сумма пособия по временной нетрудоспособности облагается НДФЛ.

Если нарушаются сроки оплаты листка нетрудоспособности (больничного листа) работодателем, работник вправе обратиться с жалобой:

  • в трудовую инспекцию,
  • прокуратуру или

При составлении жалобы работнику необходимо кратко изложить суть дела и приложить доказательства неправомерности действий работодателя. Подтверждением того, что нарушены сроки оплаты листка нетрудоспособности (больничного листа), могут быть следующие документы:

    копия листка нетрудоспособности (больничного листа);

    копия трудового договора;

    расчетный лист с начисленной суммой;

    копия ведомости или выписка со счета пластиковой карты (при безналичных расчетах с персоналом).