Налоги и их виды. Налоги — что это (определение), их назначение, виды, функции и контроль уплаты налогов

2.2 Классификация налогов

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

  • федеральные:
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

Уровень установления

Налоги

Федеральные

  • Акцизы;
  • Налог на прибыль организаций;
  • Налог на добычу полезных ископаемых;
  • Водный налог;
  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • Государственная пошлина.

Региональные

  • Налог на имущество организаций;
  • Транспортный налог;
  • Налог на игорный бизнес.

Местные

  • Земельный налог;

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги - наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

  • общие;
  • специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

  • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
  • относимые на издержки обращения и затраты производства;
  • относимые на финансовые результаты;
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

  • закрепленные;
  • регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Субъект налогообложения

Налоги

Налоги, уплачиваемые юридическими лицами

  • Налог на прибыль;
  • Налог на имущество организаций.

Налоги, уплачиваемые физическими лицами

  • Налог на доходы физических лиц;
  • Налог на имущество физических лиц.

Смешанные налоги

  • Налог на добавленную стоимость;
  • Транспортный налог;
  • Налог на игорный бизнес.

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

На сегодняшний день налоговая система Российской Федерации представлена сборами множества разновидностей, являющихся важнейшими источниками поступления средств в государственную казну. Поступающие государству денежные потоки в дальнейшем идут на улучшение благосостояния страны, ее обустройство, а также на повышение жизненного уровня граждан. Необходимо четко отличать понятие налог от пошлин, по сути своих не являющихся безвозмездными платежами, а вносящимися ради достижения определенной цели. Взимание отчислений регулируется НК РФ, и разнообразными правовыми актами субъектов страны. Плательщиками отчислений являются лица — субъекты правоотношений, физические и юридические, проще говоря, люди и организации, живущие и ведущие деятельность на территории нашей страны. Классификация этих отчислений разнится согласно уровню бюджета, накапливающего поступающие средства, направленности, субъектов, являющихся плательщиками по конкретным отчислениям и другим параметрам. В этом материале мы расскажем, какие бывают налоги.

Налоги призваны не только наполнять казну страны средствами, но и выполнять множество других важнейших функций.

  1. Функция фискальная – собранные с плательщиков средства наполняют государственный бюджет, который затем используется для повышения уровня благосостояния страны и ее населения. Эта функция реализуется с помощью контроля Федеральной налоговой службы РФ, устанавливаемого ей контроля, и противодействия уклонению от уплаты средств.
  2. Социальная – с помощью налоговых сборов происходит перераспределение денежных средств, вращающихся внутри страны, часть которых идет на помощь необеспеченным категориям граждан, которым полагаются некоторые льготы.
  3. Регулирующая – средства оказывают стимул экономическому процессу развития страны, при этом тормозя не выгодные направления, и аккумулирую силы, уходящие на дальнейшее возобновление различных ресурсов.
  4. Контрольная – позволяет государственной системе вести учет поступающим средствам и оценивать имеющиеся в стране денежные ресурсы.

Уровни установления налогов

Под уровнем установления сборов подразумевается та государственная единица, которая ввела искомый сбор в силу, сделав его актуальным и обязательным.

Фактически речь идет об уровне бюджета страны, который в дальнейшем получит отчисление. Он может быть:

  • федеральным – регулирующимся НК РФ государства и подлежащим к уплате обязательной на всей его территории;
  • региональным – установленным также искомым кодексом, подлежащим к уплате в тех субъектах страны, где он является действующим, то есть введенным посредством указания правительства искомого субъекта.
  • местным – регламентация сборов этого уровня производится посредством нормативных и законодательных актов, изданных на федеральном и региональном уровне, установление каждого отчисления или его отмена является правом правительства образований муниципального характера.

Метод взимания

Существуют две разновидности отчислений, определяющихся согласно методу сбора:

  • взимаемые прямо;
  • косвенно.

К первой подгруппе принадлежат средства, исчисляемые непосредственно с поступающих к плательщикам денежных средств или с имеющегося у него имущества, за владение которым необходимо отдавать стране деньги. К ней относятся:

  • средства, взимаемые с доходов физических лиц;
  • имущественный, действующий как для людей, так и для организаций;
  • на прибыль компаний, являющуюся разницей между получаемыми ими средствами и понесенными затратами.

Вторая же группа, то есть косвенные сборы, фактически относится к потребительскому сегменту общества, среди них:

  • пошлины, выплачиваемые на таможне;
  • акцизы;
  • сбор, снимаемый с добавленной стоимости реализуемой продукции.

Несмотря на то, что в роли носителя обязанности по отчислению искомого налога находится продающий товар субъект, фактически выплачивают его также люди, то есть конечные потребители.

Если от налогов прямой направленности посредством различного рода мошеннических махинаций возможно укрыться, то косвенных сборов избежать не получится, так как их величина сразу является частью цены реализуемого товара, которую потребители обязаны уплатить, чтобы стать его обладателем.

Подробное описание налоговых сборов в зависимости от субъекта обложения

Прежде всего, обсудим налоговые сборы, выплата которых вменяется лицам юридическим, то есть организациям.

Налог на прибыль организаций

Эта разновидность отчислений является одним из самых важных сборов, поступающих в итоге в федеральный бюджет страны. К его функциям относятся:

  • регулирующая;
  • фискальная.

Выплаты по искомой разновидности налога вменяются как отечественным, так и иностранным компаниям, которые ведут деятельность на территории нашей страны, посредством открытия различного вида представительств, то есть источник поступающих к ним доходов находится на территории России.

Освобождение от выплат дается лишь компаниям, ведущим определенную деятельность, не подлежащую обложению, а также организациям, находящихся на специализированных режимах налогообложения.

В первом случае это будут компании, ведущие подготовку к Чемпионатам мира по футболу, Олимпийским и Паралимпийским играм, проходящим на территории России, однако лишь в отношении доходов, полученных непосредственно ввиду осуществления искомой деятельности.

Во втором речь идет о режимах налогообложения специализированных, таких как:

  • ЕНВД – единый налог на вмененный доход, актуальный для некоторых видов деятельности организации;
  • УСН – упрощенная система обложения налогами;
  • ЕСХН – единый налог сельскохозяйственной направленности.

Кроме того, исключаются из списка плательщиков обсуждаемого отчисления фирмы, работающие в игорном бизнесе, для них существуют собственные отчисления.

Как понятно из названия сбора, в качестве объекта, облагаемого налогом, выступает прибыль, поступающая в организацию. За прибыль необходимо считать разницу, возникшую при вычитании из полной суммы полученного дохода величины средств, затраченных на производственный процесс. Для компаний зарубежных считается не полный доход, а лишь средства, полученные и затраченные представительством, находящимся на территории Российской Федерации.

Доходы, поступающие к компаниям, классифицируются по двум направлениям:

  • полученные в результате ведения реализационной деятельности фирмы или по имущественным правам;
  • не входящие в реализацию поступления средств, например, штрафы, возвращенные долги, выплаченные займы и прочие финансовые вливания.

Подтверждение, как доходов, так и расходов, для осуществления их учета необходимо вести официальное, в виде соответствующей документации, например, чеков по закупленным для производства ресурсов.

Имущественный налог для организаций

Это отчисление имеет региональный уровень и регулируется законами субъектов РФ, а также положениями Налогового Кодекса.

Выплаты искомого сбора производят компании, находящиеся на следующих режимах обложения налогами:

  • общей системе налогообложения, при этом компания должна иметь основные средства на балансе, которые являются объектами, подлежащими обложению искомым сбором;
  • на упрощенной системе обложения, владеющие подлежащим к исчислению средств в казну имуществом;
  • выплачивающие Единый налог на вмененный доход.

Облагается сбором любая недвижимость, за исключением участка земли, которые учитываются по собственной разновидности исчисления средств. При этом, компании на общей системе обложения налогами платят деньги за:

  • находящейся на балансе в виде средств основной направленности недвижимости;
  • жилых наименований имущества, которые не имеют отношения к основным средствам компании.

Использующие специализированные режимы организации отправляют в казну выплаты за:

  • владение недвижимостью, состоящей в перечне 378 статьи Налогового Кодекса;
  • объект недвижимый жилой, не относящийся к основным средствам на балансе компании.

За имущество движимое же выплаты вносит лишь организация, которая выбрала в качестве режима основную систему налогообложения, в случаях, если:

  • имущество поступило компании в виде основных средств до конца 2012 года;
  • оно получено компанией впоследствии ликвидации или проведения реорганизационных процессов;
  • было передано в пользование в виде основного средства лицом взаимозависимым.

При этом на освобождение от выплат могут рассчитывать компании, являющиеся владельцами имущества, входящего в организационные группы:

  • первую;
  • вторую.

Налоговой базой имущественного налога для компаний может являться:

  • средняя годичная цена имущества;
  • кадастровая стоимость, определенная специализированными государственными структурами.

В представленном материале мы подробно рассматриваем, кто является плательщиком, какое имущество облагается, а также как рассчитать налог на имущество организаций самостоятельно.

Теперь давайте перейдем к рассмотрению сборов, вменных лицам физическим.

НДФЛ

Налог, начисляемый на доходы физического лица – это начисление имеет прямой вид, и является одним из основных источников поступления средств в государственную казну. Исчисление полагающейся к выплате величины производится в размере 13% от получаемого физическими лицами дохода.

Плательщиками сбора выступают следующие категории физических лиц:

  • , то есть лица, находящиеся на ее территории 183 и более дня подряд в течение конкретного годичного периода;
  • нерезиденты сраны, получающие на ее территории доход.

Обычно перечисление искомого сбора в казну производится так называемыми налоговыми агентами, то есть организации, которые постоянно или временно являются работодателями конкретного плательщика. Однако существуют и категории граждан, в задачу которых входит самостоятельная декларация поступающих к ним средств, облагающихся НДФЛ.

Самостоятельное декларирование обязаны проводить:

  • предприниматели индивидуальные;
  • владельцы адвокатских или нотариальных контор;
  • осуществляющие продажу имущества физлица;
  • авторы различных произведений искусства, литературных творений и прочей творческой атрибутики;
  • победители лотерей и получатели средств в виде выигрыша по другой направленности;
  • прочие категории физических лиц, находящиеся в установленном перечне.

Представьте, что вы получили средства, подрабатывая в качестве консультанта-преподавателя в ВУЗе. С них вы должны отчислить полагающиеся государству деньги.

Итак, согласно налоговому законодательству страны, обложению налоговыми отчислениями подлежат следующие доходы:

  • от реализации имущественных объектов, которые находились в собственности плательщика менее 36 месяцев с момента их приобретения;
  • средства, поступившие в результате передачи имущества в пользование лицам – арендаторам;
  • средства, играющие роль доходов, источник которых находится вне пределов российской территории;
  • выигрыш денежный;
  • прочие денежные поступления.

Имущественный налог для физических лиц

Этот налог носит характер местного, так как относится к бюджету аналогичного уровня, и зачисляется в тот субъект страны, на территории которого находится облагаемое имущество.

Плательщиками отчисления стали физлица, владеющие имуществом, состоящим в списке подлежащих обложению наименований, перечисленных в 401 статье НК РФ. Среди списка:

  • дома жилые;
  • коттеджи;
  • комнаты;
  • квартиры в многоквартирных зданиях;
  • комплексы единого характера недвижимые;
  • объекты, строительство которых не было завершено;
  • дачи;
  • прочие здания и помещения.

Общая территория, находящаяся по частям во владении каждого жильца дома многоквартирного, обложению по искомому налогу не подлежит.

Ставки по данному сбору устанавливаются актами правовой направленности, издаваемыми правительством российских образований муниципального характера, а также городов, имеющих федеральную значимость.

Если ранее правительством ставки определены не были, в качестве руководства по проведению процедуры исчисления налогов выступает 406 статья Налогового Кодекса страны.

Разниться налоговые ставки могут в зависимости от:

  • цены объекта кадастровой;
  • разновидности искомого имущества;
  • места его расположения;
  • разновидности территорий его размещения.

Некоторые образования страны муниципального характера определяют величину отчисления в старом формате, основываясь на инвентаризационной стоимости объекта.

Всякому налогоплательщику нужно знать, как рассчитать налог на имущество физических лиц, чтобы ориентироваться, сколько и куда придется платить за имеющиеся в его владении объекты, подлежащие налогообложению. В этой мы рассказываем об имущественном налоге и особенностях его выплаты.

Теперь перейдем к рассмотрению налогов смешанной направленности.

НДС реализуемой продукции

Налог на добавленную стоимость реализуемой продукции – этот налог носит характер косвенного, его исчисляет продавец, который производит или ввозит товар, добавляет на его себестоимость некоторую наценку, чтобы сделать предпринимательскую деятельность экономически эффективной.

Выплаты по НДС обязаны совершать все организации и индивидуальные предприниматели, на которых возложена эта обязанность, однако, размер налогового отчисления входит в цену реализуемого продукта, поэтому фактически выплаты опять ложатся на плечи обычных граждан.

Выплата может производиться в следующих случаях:

  • после того, как товар был продан;
  • при ввозе товаров в страну.

Облагаются сбором следующие операции с товарами:

  • реализация продукции, работ или услуг, а также прав имущественного характера на территории страны;
  • передача искомых товаров безвозмездная;
  • импортирование продукции в Россию;
  • произведение строительства или монтажа, в дальнейшем использующегося фирмой для собственных целей;
  • использование товаров, использующихся для индивидуальных нужд компании, при этом связанные с использованием затраты не считаются как официальные расходы организации.

Налог на транспорт

Уровень установления данной разновидности сборов является региональным, поэтому определяют его введение власти субъектов страны, издавая определенные законодательные акты.

Лица могут быть, как гражданами, так и организациями. Вторые занимаются самостоятельным исчислением величины налогового отчисления, которая в течение года отправляется в бюджет в виде платежей авансового характера, а затем остатка от полагающейся государству суммы.

Вычисление размера будущих выплат производится на основании данных о двух следующих значениях:

  • финансовой базы, с которой ведется расчет;
  • ставки налогообложения, актуальной для конкретного региона и плательщика.

Если налогоплательщик представлен какой-либо организацией, то он обязан отправлять средства в казну несколько раз в год, обычно это происходит:

  • через первые три месяца;
  • в полгода;
  • девять месяцев;

К списку облагаемых объектов Налоговый Кодекс Российской Федерации причисляет:

  • автомобили;
  • транспорт гусеничный;
  • воздушные суда;
  • водные суда, моторные и парусные;
  • троллейбусы и автобусы;
  • мотоциклы и прочие средства передвижения, прошедшие законодательную регистрацию.

Ставка для искомого отчисления регулируется правовыми актами, изданными на региональном уровне каждого субъекта, при этом доступно их самостоятельное дифференцирование, без вмешательства федеральных структур. Однако изменять величину ставок, уменьшая или увеличивая их, можно лишь в рамках, установленных «сверху».

Базой для изменения ставки по транспортному налогу может стать:

  • вместимость транспортного средства валовая;
  • степень мощности мотора;
  • конкретный тип транспортного средства, к которому имеющийся у вас объект для передвижения будет относиться;
  • дата его сборки.

Определить количество лет, прошедших с момента выпуска каждого средства, можно лишь на начало каждого года, то есть первое число января месяца.

Налог для игорного бизнеса

Обложению подлежит получение выигрыша в результате работы предпринимателей в области различных направлений деятельности, направленной на получение компаниями средств под видом:

  • оплаты проведения игровых азартных мероприятий;
  • различных призов;
  • поставленных пари.

Этот бизнес сам по себе представлен парой процессов, касающихся игровых мероприятий:

  • их организации;
  • дальнейшего проведения.

При этом используется соответствующая атрибутика, например:

  • столы для игр;
  • ставки на тотализаторе;
  • автоматы электрические;
  • ставки, принимаемые в конторах у букмекеров.

Плательщиками игрового налога являются компании, занимающиеся деятельностью по организации и реализации игр. Облагаются налогами не поступающие к компаниям средства, как могут подумать неопытные в законодательной области персоны, а предметы, с помощью которых бизнес реализуется, то есть:

  • стол для игр;
  • автомат игровой;
  • отделение букмекерское, где ведется прием средств, являющихся ставками;
  • отделение тотализатора, где ведется прием средств, являющихся ставками,
  • процессинговые центры для обоих наименований.

К каждому из указанных выше наименований применяется конкретное правило: до проведения установки, их необходимо зарегистрировать, уложившись в срок, определенный законодательством – за 2 рабочих дня до установки, выходные и праздники не считаются. Рабочие дни могут идти не подряд.

Регистрационный процесс проводится специалистами налоговой инспекции, после того, как владелец игорного бизнеса подаст соответствующее по форме заявление в отделение, к которому принадлежит согласно месту проведения деятельности.

Если игорные объекты дополняются или наоборот, выводятся из работы, также необходимо своевременно оповещать органы, следуя аналогично установленному ранее сроку, то есть за два рабочих дня до вступления изменений в силу.

Если в конкретном субъекте страны не произведено определение размера ставок, по которым облагается игорный бизнес, тогда тариф применяют минимальный.

Налоговой базой по сбору является совокупная величина объектов, применяющихся для организации игр.

Режимы налогообложения специализированные

Помимо общей системы налогообложения, находясь на которой организации должны производить выплаты по всем вмененным им налоговым отчислениям, существует также перечень специализированных режимов, которые позволяют избежать выплаты большинства налоговых сборов, заменяя их одним или несколькими платежами. Давайте рассмотрим их подробнее.

Режим 1. ЕНВД – единый налог на вмененный доход, применяется для некоторых разновидностей деятельности предпринимателей, такой как:

  • торговля, осуществляемая в розницу;
  • организация питания общественного характера;
  • ветеринарное лечение;
  • предоставление услуг бытовой направленности;
  • обслуживание автотранспортных средств, техническое, помывка, а также ремонт;
  • рекламные услуги, их размещение и распространение;
  • услуги по предоставление под аренду торговых площадей, а также территорий земельных;
  • транспортировки пассажирские и грузовые;
  • предоставление мест под стоянку.

Режим 2. УСН – упрощенная система обложения налогами, применяется для юридических лиц, предпринимателей индивидуальных, которые стартуют на рынке с различной деятельностью коммерческой направленности. Они могут отказаться от общей системы обложения в пользу этого специализированного режима.

Чтобы возможность по применению УСН была доступна, необходимо компании-соискателю режима соответствовать следующим характеристикам:

  • до ста человек в штате;
  • доход составляет менее 150 миллионов российских рублей;
  • остаточная стоимость также составляет 150 миллионов;
  • доля компании в сторонних организациях составляет не более четверти;
  • компания на УСН не может иметь филиалы.

Компания может переходить на упрощенную систему обложения в том случае, если в год подачи заявления о переходе получила доход менее 112,5 миллионов российских рублей.

Режим 3. ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог. Это специализированный режим, подходящий для компаний, производящих хозяйственной направленности товары.

Подвергаются обложению налоговыми отчислениями следующие наименования продукции:

  • растениеводческие товары;
  • относящиеся к хозяйству сельскому и лесному;
  • животные продукты;
  • продукты, полученные в результате рыбного фермерства и прочие ресурсы.

Выплаты по сбору совершают производители сельскохозяйственных товаров, кроме того организации, предоставляющие различные услуги производителям искомой сферы.

Те компании, которые не имеют отношение к производству сельхоз продукции, а только проводят обработку первичную и последующие ее этапы, не могут претендовать на работу по ЕСХН.

Режим 4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Это специализированная система, которая применяется в случаях, когда выполняются заключенные согласно закону соглашения, касающиеся раздела продукции.

Эта разновидность выгодна к применению:

  • инвесторам;
  • государственным структурам.

Для первой группы лиц выгода состоит в удобных условиях по денежным вкладам в процессы:

  • по поиску полезных ископаемых;
  • их добыче.

Государственная структура же получает гарантированную прибыль от производимой деятельности.

Соглашение, являющееся основанием для применения данного режима должно соответствовать списку некоторых характеристик:

  • заключаться после того, как был проведен аукцион, предоставляющий права на использование и поиск полезных ископаемых;
  • предоставлять государству долю определенного размера, в 32% от всей продукции, произведенной ранее;
  • если показатели эффективности инвестиционного характера повышаются, то доля, принадлежащая государству, увеличивается соответственно.

Видео – Налоги РФ

Подведем итоги

Налоговая система Российской Федерации представлена сборами, уходящими в бюджеты разного уровня, направленными на наполнение казны государства, а также осуществление различных функций иного характера.

Плательщиками по налогам являются лица физические и юридические, простые обыватели и отечественные организации. Помимо основных налоговых сборов присутствуют дополнительные разновидности, по факту представленные повышенными ставками по уже существующим направлениям, например, налог на роскошь, применяющийся к особенно дорогим машинам или квартирам.

Знать налоговое законодательство должен каждый сознательный гражданин, чтобы не приобрести статус неплательщика и не получить обязательство по выплате дополнительных штрафных санкций.

Или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований (Ст.8 Налогового кодекса РФ).

Согласно Налоговому кодексу РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения , налоговая база , налоговый период , налоговая ставка , порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Близким по смыслу понятием является сбор , уплата которого согласно российскому закону происходит (в отличие от налога) не безвозмездно, а является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых - налоговому органу, действующему от имени государства, - принадлежит властное полномочие, а другой, налогоплательщику, - обязанность повиновения. Требования налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. С публично-правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств. Вследствие этого спор по поводу невыполнения налогового обязательства находится в рамках публичного (в данном случае налогового), а не гражданского права.

Доктринальные определения налога

Виды налогов

Налоги бывают двух видов.

Первый вид - налоги на доходы и имущество : подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид - налоги на товары и услуги : налог с оборота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода.

Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода.

Прогрессивные налоги - это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами.

Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода.

Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков. В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).

Важнейшие задачи налоговой политики в нынешних условиях

1. обеспечение достаточных поступлений в бюджет для финансирования неотложных социальных программ;

2. резкий структурный сдвиг экономических пропорций в пользу тех производств, которые работают непосредственно на удовлетворение потребностей населения;

3. создание наиболее благоприятных условий для стимулирования деловой активности.

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны. Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам. Для слаборазвитых стран (в которых нет мощной системы социального обеспечения) характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых - относительно высокая налоговая нагрузка (доходившая в Швеции до 60% ВВП в отдельные годы). Исключение составляют некоторые развитые страны Юго-Восточной Азии, где налоговая нагрузка относительно невысока. В России налоговая нагрузка составляет около 42%, что немного ниже среднего уровня развитых стран (выше, чем в США , но ниже чем в Германии , см. ).

Различают фактическую и номинальную налоговую нагрузку. Номинальная налоговая нагрузка - доля обязательных платежей в ВВП, которую налогоплательщики должны выплатить в случае полного выполнения ими налогового законодательства. Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка - тем выше уклонение. При превышении номинальной нагрузкой определенного уровня уклонение становится массовым и фактическая нагрузка снижается. Точка, в которой фактическая нагрузка максимальна, называется точкой Лаффера. Считается, что номинальная налоговая нагрузка должна быть несколько ниже точки Лаффера, т.к. более высокие значения вынуждают налогоплательщиков нарушать налоговое законодательство.

В развитых странах номинальная и фактическая нагрузка находятся близко друг к другу. Во многих слаборазвитых странах номинальная нагрузка очень высока, в результате чего предпринимателей всегда можно уличить в нарушении налогового законодательства. Это приводит к зависимости предпринимателей от чиновников и развитию коррупции. Согласно официальным данным Минфина РФ , номинальная налоговая нагрузка в России составляет 41%. Однако большинство экономистов приводят другие данные. Так, согласно исследованиям аналитического центра того же Минфина - Экономической экспертной группы, номинальная налоговая нагрузка в России составляет 55-60% ВВП.

Способы ухода от налогообложения в России

  • Следует отметить, что высокие налоги провоцируют предпринимателей укрывать средства от налогообложения, что приводит к развитию теневой экономики , так в России с 1998 года по 2008 год была распространена схема получения денег под фиктивный договор получившая название "обналичка ".
  • Многие специалисты [кто? ] обращали внимание на тот факт, что с 1991 года по 2009 год в России не требовалось пользоваться схемами получившими название "отмывание денег ", потому что происхождение капиталов, большей частью, не вызывало интереса ни государства ни граждан.
  • Относительно редкая схема снижения налогообложения для России это работа с оффшорными компаниями, прежде всего это связано с большим предложением схем по «обналичке » и сравнительная легкость их проведения в России, так же использование оффшорных зон требует большого оборотного капитала.

См. также

Ссылки

  • Официальный публикатор Федеральной налоговой службы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Налоги" в других словарях:

    В этом мире неизбежны только смерть и налоги. Бенджамин Франклин Если вы нарушаете правила, вас штрафуют; если вы соблюдаете правила, вас облагают налогом. Лоренс Питер Налогоплательщик работодатель правительства. Налогоплательщики жертвы войны… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц. Налоги служат одним из средств регулирования экономических процессов, хозяйственной жизни. По уровню взимания налоги делятся… … Финансовый словарь

    Обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный и местный бюджеты. Налоги основной источник средств, поступающих в государственную казну.… … Экономический словарь

    налоги - платить решение, компенсация налоги собираются действие, пассив на ся платить налоги решение, компенсация снижать налоги изменение, мало снизить налоги изменение, мало сократить налоги изменение, мало … Глагольной сочетаемости непредметных имён

    НАЛОГИ, обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. Делятся на прямые, которыми облагаются доходы и имущество (подоходный налог, налог… … Современная энциклопедия

    Большой Энциклопедический словарь

    Обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. Являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение и… … Политология. Словарь.

Существуют различные виды налогов, которые оплачивают и физлица, и компании, и ИП. Какие нужно оплачивать, их сроки, особенности уплаты? В нашей статье мы разберем особенности и рассмотрим все нюансы всех видов налогов.

Сущность и функции налогов

Словами, налоги являются доходом государства, которые собираются на регулярной основе – это безвозмездные и безвозвратные платежи, которые взыскиваются с юридических и физических лиц для удовлетворения финансовых потребностей страны.

К основным их функциям относят:

  • Фискальную, то есть обеспечение государства финансовыми ресурсами для осуществления деятельности.
  • Регулирующую, когда налоги сдерживают либо стимулируют какую-либо хоздеятельность.

В Российской Федерации установлены такие виды сборов и налогов:

  • Косвенного и прямого характера.
  • Регионального, местного, федерального и муниципального значения.
  • Только для физлиц.
  • Толька для юрлиц.
  • В отношении товаров, услуг, доходов, прибыли и т.д.

Главной целью общих налоговых платежей является пополнение бюджета в зависимости от вида расходов. Если речь идет о специальных налогах, то их взимают для обеспечения определенной области, например, для пополнения дорожного фонда, оплата транспортного налога и т.д.

Какие налоги взимаются с физических лиц?

Давайте максимально подробно рассмотрим виды налогов, которые оплачивают только физические лица.

НДФЛ

Все , взимаемые с частных лиц, попадают в Федеральный бюджет. Такой сбор можно смело назвать основным, поскольку его нужно отчислять с любых видов полученных доходов. Так, например, заработную плату сотрудник компании получает уже за минусом НДФЛ – обязанности по выплате налога ложатся на работодателей. Если частное лицо в течение отчетного года выполняло иные трудовые отношения, он должен сам обратится в налоговую, составить декларацию и оплатить налог.

Плательщики НДФЛ: граждане РФ, иностранные лица и лица без гражданства. Если в течение 183 и более дней человек проживал на территории РФ, ему необходимо оплатить сбор с любых источников своего дохода, если менее – то только из дохода, который был получен на территории России.

Объект налогообложения – сумма дохода, полученная человеком в течение года, при этом выраженная не только в денежной, но и натуральной форме.

Вносятся авансовые платежи по НДФЛ не позднее 15 чисел в мае, августе и ноябре – не более 75 % от общей суммы дохода. Доплату за прошедший календарный год нужно внести не позднее 30 дней с момента получения извещения от налоговой службы.

Налог на имущество

Его относят к местным сборам. Объектом налогообложения считаются:

  • Квартира, дом или иное жилье.
  • Постройки.
  • Транспортные средства кроме авто, мотоциклов (например, моторные лодки, самолеты).

Оплату по налогу проводят раз в год в соответствии с данными бюро, которое проводит техническую инвентаризацию. Начисляется сбор по следующей формуле: инвентаризационная стоимость * 0,1 %. Если же не проводилась оценка имущества, то для расчетов нужно использовать сумму госстраховки. Оплачивается до 15 сентября и ноября в равных долях.

Транспортный налог

Его плательщиками являются владельцы транспорта (не только авто и мотоциклы, но и любой транспорт «обутый» в шины). Оплачивают налог каждый год перед прохождением ТО, для расчета нужно знать мощность автомобиля и в отношении единицы мощности.

Налоги на дарение

Если вам подарили имущество или вы его унаследовали, нужно оплатить налог на дарение. Правда, лишь в том случае, если стоимость наследуемого объекта составила более 850 МРОТ, и более 80 МРОТ при подаренном имуществе. Обязанность по уплате сбора и ответственность за неуплату лежат на частном лице.

Земельный налог

К объектам налогообложения относят сельскохозяйстенные угодья или участок, который получило частное лицо для заведения подсобного хозяйства, строительства жилья. На сумму влияет ставка и площадь участка:

  • 0,1 – 2 % для земель под сельскохозяйственные угодья.
  • 3 % для земли, где будет строится жилье (минимум – 60 рублей за квадратный метр).

Можно внести всю сумму одним платежом или разделить ее на два раза, оплатив 15 сентября и ноября.

Какие налоги платит ИП?

Индивидуальные предприниматели могут оплачивать несколько видов налогов, к которым относят УСН, ОСНО, ЕНВД и ЕСХН. Наиболее популярны и УСН, поскольку с их помощью намного проще вести бухгалтерский учет. Но и у других систем есть преимущества. Для выбора стоит более подробно изучить особенности налогообложения, сроков оплаты, формы отчетности и т.д.

УСН

Чтобы работать по УСН, ИП должен соблюдать ограничения по численности занятых лиц. Кроме того, есть требования по остаточной стоимости ОС и величине дохода. В качестве объектов может использоваться либо доход (налоговая ставка составляет 6 %), разница между расходами и доходами (ставка составляет 15 %). Если вы попадаете под указанные требования, то на УСН можно перейти с 1 января следующего года. Нужно подать заявление в течение месяца.

ЕНВД

В данном случае расчет отталкивается не от реальных доходов ИП, а от предполагаемых. В НК РФ есть полный список типов деятельности, когда предприниматель может работать по ЕНВД. В случае, если бизнесмен занимается несколькими видами бизнеса, то ему нужно вести раздельный учет по обязательства и имуществу.

ОСНО

Если у ИП большой оборот, то ему следует работать по ОСНО. Большая часть предпринимателей, которые работают по данной системе, должны дополнительно уплачивать НДС, страховые взносы.

ПСН

В случае, если ИП занимаются теми видами деятельности, которые попадают под патентную систему налогообложения, могут либо перейти на нее, либо использовать параллельно. Налоговая ставка равна 6 % от дохода.

Кроме того, ИП должен оплачивать страховые взносы. В случае, если доход за год составил менее 300 тысяч рублей, то применяется следующая форма расчета:

ПФР = МРОТ * КМ * СТ, где:

  • МРОТ – минимальный размер оплаты труда.
  • СТ – размеры страховых тарифов.
  • КМ – календарные месяцы, во время которых велась деятельность.

Уплата в ФФОМС высчитывается по следующей формуле:

ФФОМС = МРОТ * КМ * СТ (ставка составляет 5,1 %).

Сумма общего взноса (ОФВ) рассчитывается по формуле: ПФР + ФФОМС при доходе менее 300 тысяч рублей. Если сумма дохода превышает этот показатель, то кроме ОФВ плательщику нужно оплатить взнос в ПФР в размере 1 % от суммы, которая превысила доход в 300 тысяч рублей.

Виды налогов для ООО

Основные налоговые режимы для обществ с ограниченной ответственностью это ЕВНД, ЕСХН, ОСНО и УСН. Вообще, общая система предполагает для ООО следующее оплату:

  • 20 % на прибыль.
  • Налог на имущество компании.
  • Выплата налогов и сборов с заработной платы.

Но в некоторых случаях ООО могут перейти на другие системы. Давайте рассмотрим их подробнее.

ЕНВД

Данный вид сбора имеет некоторые преимущества, поскольку позволяет освободить организацию от некоторых допсборов. Правда, при расчете нужно учитывать предполагаемый, а не реальный доход, который устанавливается для определенного вида деятельности. Оплачивать сбор нужно в конце квартала, при этом обязанности по оплате всех сборов с заработной платы не снимается с компании.

УСН

Такой налоговый «режим» относится к организациям, занятым в малом бизнесе. Данный вид сборов имеет ряд важных преимуществ:

  • Нет нужды оплачивать налог на прибыль.
  • Налоги на имущество.
  • Уменьшена отчетность.
  • Есть возможность воспользоваться льготами.

Чтобы перейти на данный режим, вам необходимо подать соответствующее заявление до 31 декабря.

ЕСХН

Чтобы перейти на данный режим, вам нужно подать заявление с 20 октября по 20 декабря. Главное, чтобы доход компании, которая занимается сельхоздеятельностью при использовании собственных сил, должен составлять минимум 70 %. Для используется формула:

ЕСХН = (разница между доходов и расходом) * 6 %. Авансовые платежи оплачиваются до 25 июля, а окончательный расчет до конца марта следующего года за отчетным.

Иные сборы с ООО

Кроме вышеперечисленных налогов необходимо уплачивать и другие. Это и экологические сборы, лицензия.

Прежде всего, к относят средства за пользования водными ресурсами, землей. Любые организации, использующие воду, должны оплачивать сборы. Вносятся средства раз в квартал, а вот налоговая ставка зависит от нахождения водного ресурса, экономического региона РФ.

Если речь идет о , то объектом является земельный участок, который относится к составной частью муниципального образования. Налоговая база – кадастровая цена участка, оплата проводится один раз в год. Размеры налоговых ставок варьируются в размере от 0,3 до 1,5 %.

Вконтакте

Налоги являются главным финансовым источником. С незапамятных времен присутствуют обязательные платежи части общественного продукта. Налогообложение имеют рыночные и нерыночные хозяйства.

История возникновения налогов длится тысячелетиями. Это основное звено экономики в отношениях государства и общества.

Первым периодом развития налогов был неразвит и имел случайный характер. Это было в древнем мире и средних веках.

Налоги появились с образованием государств, товарного производства и государственного аппарата: чиновников, армии и судов. Они были необходимы для содержания государства и институтов.

С начала это были бессистемные платежи в натуральной форме . Граждане выполняли повинности личного характера: участвовали в походах, барщина. Так же принимались продуты, снаряжение для армии и фураж. Римская империя и Афины вводили налоги только в военное время. Царь Дарий в качестве налогов брал евнухов. Так что общественная потребность определяла форму налогов.

Развитие товара-денежных отношений ввели денежную форму сбора налогов. Если ранее они шли на содержание армии и дворцов, строительство дорог и храмов, то потом налоги оказались главным доходом государства.

В древнем мире налоги отличались от современных. Их можно назвать квазиналогами, которые были дополнением к другим источникам госдохода: добыча на войне, государственное имущества – домены, регалии. Квазиналогами стали переходной ступенью к налогам.

Первая организованная налоговая система появилась в Древнем Риме .

Строительство зданий компенсировалось арендной платой с земель. Во время военных действий налоги платили со своих доходов. Сумма бралась от заявленного имущества и положения каждые пять лет – зарождение декларации о доходах.

Римская империя росла и завоевывала новые колонии. В них вводились коммунальные налоги и другие повинности. Сумма рассчитывалась так же, как и в Риме. При победе налоги могли уменьшить или отменить, исключением был коммунальный налог, который платили жители вне Рима постоянно.

Долгое время римские провинции не имели финансовых органов для установления и сбора налогов. Пользовались услугами откупщиков, которых трудно было контролировать. В результате развивались злоупотребление властью и коррупция. Начался экономический кризис.

Август Октавиан решил изменить систему налогообложения: отменены откупа, переоценили провинции, появились кадастры, переписали население, ввели декларации и преемственность налоговой службы. В Древнем Риме основными платежами были единая подушная и поземельная подать, а косвенными – налог с оборота, наследственный налог и др. Налоги начали регулировать экономические отношения. Многие налоги перешли в Византию.

В 16-18 века в Европе налоговая система отсутствовала. Налоги были в виде единовременных поборов. Собирали налоги откупщики, внося в казну государства сумму налога полностью. Получив право на сбор налога с населения, они собирали не только откуп, но и свою прибыль.

Развитие государств требовала обоснованной и рациональной системы налогообложения.

В 17-18 века начался новый период развития системы налогов. Сформированы налоговые системы с прямыми и косвенными налогами. Появились акцизы, подоходный и подушный налог.

Развитие демократии так же повлияла на налоги. В 1215 в Англии в «Хартии вольностей» указано, что налог можно ввести с одобрения нации.

После Великой французской революции правительство Франции начало утверждать бюджет.

Налоги становились причиной многих конфликтов в мире: Нидерланды и Испания, Швейцария и Австрия, казаки и Польша, Англия и ее колонии и т.д.

Примером налогового послабления может быть «Бостонское чаепитие» в 1773 году. Англия разрешила Ост-Индийской компании ввозить чай без пошлин в североамериканские колонии. Это значительно повысило ее конкуренцию.

Государственное налогообложение привело к возникновению теории налогообложения. Адам Смит сформулировал основные принципы налоговой системы.

В 19 веке количество налогов уменьшилось, а права при их назначении увеличились. Начали изучать природу, методики и проблемы налогообложения.

Подъем и концентрация производства и рост экономики вывели его на новый этап. Основными объектами стал переход ценностей от одного владельца к другому.

После Первой Мировой войны прошли налоговые реформы. В современной налоговой системе прямые налоги и подоходно-прогрессивный заняли ведущее место.

Налоги стали дифференцировать:
принцип платежеспособности;
принцип получаемой выгоды.

Сегодня хорошо развиты аудиторские, инвестиционные и консультационные компании. На возмездной основе работают частные и государственные институты: пенсионный фонд, благотворительные организации и т.д.