Градостроительный кодекс статья 53 строительный контроль. Строительный контроль

Подходы к осуществлению контроля за строительными процессами регулярно меняются, дополняются и корректируются с целью повышения качества. Необходимость в надежных и долговечных объектах застройки обусловлена понятным стремлениям ответственных органов обеспечить соответствующий уровень безопасности эксплуатируемых зданий. Для выполнения этого условия сегодня применяется технический надзор, который представляет собой набор правил и нормативов, регулирующих деятельность строительных экспертов. Сформированные комиссии посредством правовым и технологических инструментариев проводят оценку качества рабочих действий и стройматериалов.

Основные понятия строительного контроля

Для понимания структуры выполнения контролирующих участников строительства следует разобраться в отдельных понятиях. Так, например, генеральный заказчик строительства является лицом, которое обеспечивает финансирование проекта. В эту поддержку входит и разработка проектной документации, и непосредственное строительство объекта с надзорной функцией. Также есть понятие В отличие от заказчика, подрядчиком нередко выступают строительно-монтажные компании, являющиеся юридическим лицом. В спектр функций этого участника строительства входит непосредственная техническая реализация объектов капитального строительства. Именно деятельность подрядчика подвергается контролю органов надзора. Эти функции на более низком уровне выполняются и застройщиком, который может входить в организацию подрядчика. Этому лицу принадлежит территория, на которой осуществляется строительство. Оно же выполняет и строительно-монтажные работы.

Все перечисленные участники строительного процесса объединяются контролирующей функцией. В сущности, строительный контроль заказчика за строительством представляет собой регулярные проверки, периодичность которых определяется договором. Что касается непосредственно надзора, то он направлен на определение качества выполнения работ в процессе сооружения целевых объектов. По результатам обследования даются соответствующие оценки на основе требований строительной проектной документации. При этом техническому анализу могут подвергаться не только базовые стройматериалы и монтажные конструкции, но и результаты инженерных изысканий. Путем сопоставления полученных данных с регламентами и нормативами выносится оценка качества обеспечения безопасности сооружений и зданий.

Контроль в капитальном строительстве

Капитальное строительство является наиболее широкой площадкой для практики использования контролирующих схем в части проектирования и выполнения ремонтно-монтажных работ. Связано это с тем, что в процессе реализации таких объектов предполагается выполнение большинства строительных мероприятий, которые должны подвергаться контролю в соответствии с нормативными актами. Впрочем, это вовсе не значит, что строительный контроль заказчика за строительством должен быть комплексным и охватывающим все стадии реализации проекта. Нередко и отчасти в целях экономии застройщики подключают специалистов данного профиля на конкретных этапах. К примеру, если нужно проконтролировать поставку стройматериалов. В данном случае служба контроля проверит ярлыки, маркировки и сертификационные документы на поставленную продукцию с точки зрения ее соответствия проектным рекомендациям. И напротив, поставка материалов может отслеживаться заказчиком самостоятельно, а сложные и высокотехнологичные процессы установки инженерного оборудования или возьмут на себя органы надзора.

Особое место занимает этап подготовки к строительству. На этой стадии ведутся разработки проектной и То есть необходим контроль иного рода, предусматривающий и анализ юридического свойства. Помимо этого, капитальное строительство завершается тем, что заказчик подготавливает документы на ввод в эксплуатацию. Чтобы исключить формальные нестыковки с техническим паспортом перед подачей документов на государственную регистрацию также проводят экспертизу с подключением надзорных служб.

Службы технического надзора

По мере повышения требований к объектам капитальной застройки, которые составляют основную часть городской недвижимости, ужесточался и контроль над процессами реализации таких проектов. Раньше эти задачи ложились на строительный контроль, осуществляемый специальными комиссиями из градостроительных органов. Недостатком таких формирований было крайне низкое качество контролирующей функции. И это не говоря о том, что сама организация их работы не предполагала комплексного подхода к оценке качества целевого объекта. В большинстве случаев комиссии посещали объект при анализе проектной документации и после завершения строительства. Ситуация кардинально изменилась, когда контроль стали осуществлять в соответствии с новыми нормативами службы надзора. Они не просто контролируют капитальное строительство в технических и правовых аспектах, но также могут выступать помощниками для исполнителей проекта. Дело в том, что надзорные организации лицензируются через оформление в саморегулирующихся профессиональных объединениях, с которыми могут взаимодействовать и специалисты в области проектирования, геодезии, архитектуры, монтажных направлений и т.д. То есть при необходимости такие службы могут обеспечить заказчику полный спектр услуг при осуществлении строительства с базовым выполнением и первичной задачи контроля качества.

Задачи и функции технадзора

Все же основные задачи контролирующего предприятия сводятся к организации и обеспечению эффективной работы представителей надзора. Служба надзора должна отслеживать проведение ремонтно-строительных мероприятий с целью дальнейшего результата установленным нормативам. Вместе с этим участники контролирующего процесса обязаны составлять ведомости по объемам выполненной работы, что в дальнейшем позволит разработать и сметную документацию. Уже говорилось выше, что над оформлением документов по результатам проверок может работать и сам заказчик. Также к непосредственным функциям технадзора можно отнести осуществление систематических проверок по финансовым затратам. Дело в том, что комплексная цель проведения строительного контроля выражается не только в обеспечении технического качества объекта. При необходимости заказчик может договориться с контролирующей организацией и об отслеживании финансовых затрат. То есть функция надзора в данном случае будет иметь и характер средства оптимизации строительного процесса, что тоже является актуальным на сегодняшний день.

Проведение технического надзора

Действия и организацию работы службы надзора определяют нормативные документы и договор, который был заключен с заказчиком. Чаще всего такие службы нанимаются в формате осуществления инжиниринговых услуг. В соответствии с техническими стандартами, порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства предусматривает назначение ответственного лица, которое будет курировать конкретный объект. Этот человек контролирует оформление на строительство, отслеживает процесс выноса границ участка под застройку, участвует в разбивках осей домов, коммуникаций и инженерных сетей.

При этом базовые работы поручаются подразделениям надзорной организации, которые выполняют контроль получения лабораторных и геодезических экспертиз, а также их результатов. Эта часть работ также относится к контролю документации. Отдельно курируются и производственные процессы при выполнении строительно-монтажных работ. По результатам завершения отдельных операций составляется и акт о проведении строительного контроля, в котором указываются параметры соответствия выполненной работы нормативным или проектным требованиям. Также акт может составляться по факту обнаружения дефектов или выявления неподходящих по качественным характеристикам материалов или конструкций. В таких случаях предусматривается выполнение процедуры исправления обнаруженного дефекта. К слову, в этом и заключается достоинство проведения операционного контроля, так как он позволяет выявить недостаток до завершения строительства.

Обязанности заказчика в строительстве

До утверждения основной документации по будущему проекту заказчик обязан получить заключение государственной экспертизы положительного свойства. Также к моменту начала выполнения реконструкционных или ремонтно-монтажных мероприятий у него должно быть разрешение на строительство. Впрочем, бывают и случаи исключений, когда вместо разрешения на рабочие операции есть справка из местного градостроительного отдела, которая позволяет выполнять работы без экспертизы проекта. Опять же, до начала рабочих действий застройщик должен надлежащим образом подготовить объект. В дальнейшем строительный контроль заказчика за строительством может быть передан органам надзора. Вместе с этим уже контролирующие службы должны курировать передачу заказчиком документов, на основе которых исполнители технических операций будут осуществлять свои задачи. В частности, при строительстве дома заказчик передает подрядчику документацию с результатами инженерных изысканий, проектно-сметные материалы, а также упомянутые выше разрешительные документы.

Надо отметить, что заказчик может в некотором роде выступать и контролирующим участником в процессе реализации проекта, даже если он нанял специализированную службу для этой цели. Распространена практика, когда технический надзор в основной его части, например, выражаемой входным осмотром материалов, поручается службе контроля, а документальное оформление все же ведет сам заказчик или его представители. Есть и другой нюанс, касающийся взаимодействия заказчика с непосредственными исполнителями. Нередко рабочий процесс организуется таким образом, что выявление органами надзора нарушений лишь фиксируется в документах, но не проверяются исправления выявленных отклонений от правил. При этом контроль подобных ситуаций входит в перечень обязанностей не службы, а заказчика, который должен зафиксировать в документах проверки и факт ликвидации недостатков.

Ответственность заказчика строительства

На заказчике лежит ответственность практически за все этапы реализации проекта. Для начала стоит отметить обеспечение самой подготовки проектной документации, а также прохождение государственной экспертизы. Здесь же на заказчика ложится и ответственность за качество проектного решения требованиям нормативной документации, в том числе, и в части, касающейся прав и обязанностей, которые были предоставлены ему договорными соглашениями. Далее это лицо отвечает за проведение строительного контроля в том смысле, что оно назначает генподрядчика, участвующего в процессе выполнения работ. Кроме того, заказчик в некоторых случаях осуществляет приемку работ, качество которых может быть не подтверждено надзорными службами. В таких ситуациях на него ложится и ответственность в части контроля качества объекта.

Обязанности службы строительного контроля

Представители экспертной службы на первых этапах реализации проекта осуществляют входной контроль сметной документации, в которой также подробно изучаются технические материалы по будущему объекту. В частности, специалисты оценивают документацию с точки зрения достаточности для реализации строительства и общей компетентности. При необходимости служба контроля принимает меры по пересмотру проектно-сметных документов, курирует ликвидацию обнаруженных дефектов, не допускает ухудшения технических решений и необоснованное повышение стоимости объекта. Как требует положение о проведении строительного контроля в работе с капитальными объектами, ответственные службы также должны отслеживать взаимоотношения между генподрядчиком и поставщиками материалов.

В этом плане главная задача службы контроля заключается в недопущении использования строителями конструкций и материалов, которые не соответствуют требованиям проектной документации по своим характеристикам. Это же относится и к инженерному оборудованию, используемому в монтажных работах в процессе ремонтных операций. На практике эти задачи реализуются посредством организации упомянутого входного контроля, проверка на котором позволяет отсекать бракованную и неподходящую по требованиям строительную продукцию. То есть строительно-технический контроль отслеживает не только готовые результаты выполненной работы, но и создает условия для обеспечения надлежащего качества в решении поставленных задач.

Как выбрать надзорную компанию?

Учитываются разные критерии от истории выполненных работ до квалификации специалистов, которые будут выполнять конкретные операции. Также практикуется использование экспертов из разных областей, работающих в индивидуальном порядке. Например, такая группа будет выполнять по отдельности анализ технической документации, геодезических исследований, контролировать качество монтажных операций и стройматериалов. С точки зрения качества это неплохое решение, но компания, которая комплексно охватывает весь спектр работ, все же выигрывает за счет более эффективной организации процесса контроля. Также следует учитывать, какими документами устанавливается проведение строительного контроля в конкретной организации. Желательно, чтобы организация ориентировалась на основной свод правил, распространяющихся на нормативы выполнения контроля капитального строительства. Но, лицензированные организации, входящие в СРО, могут иметь и особые стандарты выполнения своих задач, которые, впрочем, также закрепляются в действующих нормативных документах. В любом случае на выходе заказчик получает комплексный набор производственно-технической документации, в котором присутствует журнал выполнения работ, результаты лабораторного контроля, сертификаты на стройматериалы и т.д.

Заключение

Зачастую участники рынка недвижимости жалуются на большие объемы технических и экспертных процедур, которые следует пройти от запуска проекта в строительство до сдачи в эксплуатацию. Однако, в части надзора за качеством выполнения основных строительно-монтажных операций такие требования себя оправдывают. Правильно организованный строительный контроль заказчика за строительством позволяет документально подтвердить должный уровень безопасности конкретного объекта. Это очень важно, в первую очередь, с точки зрения будущей эксплуатации здания, но и этим выгода не ограничивается. Контролирующие организации сегодня предоставляют обширный перечень услуг, который дает возможность оптимизировать производственно-строительные процессы. Это делается за счет более эффективного управления проектно-сметными данными и рационального выбора технических решений лицами, которые действительно заинтересованы в получении качественного результата.


Вернуться назад на

В Постановлении ФАС Поволжского округа по делу N А55-31805 рассматривалась правомерность наказания в виде административного приостановления деятельности застройщика по строительству объекта сроком на 60 суток за нарушения, допущенные при строительстве пристроя к зданию торгово-развлекательного центра (ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ). Суд отметил, что общество как собственник земельного участка, на котором осуществляется строительство, является застройщиком и субъектом вменяемого административного правонарушения и что обществом не были приняты зависящие от него меры по надлежащему осуществлению строительного контроля.

Таким образом, можно разделить строительный контроль заказчика, выражающийся в контроле за выполнением подрядчиком работ по договору строительного подряда, и строительный контроль подрядчика, заключающийся в проверке некоторых действий заказчика (например, проверка представленной проектной и рабочей документации на наличие всех необходимых согласований и утверждений).

Коснемся теперь вопроса, обязан ли заказчик иметь свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - допуск СРО).

Если исходить только из формулировок нормативно-правовой базы, то заказчику не требуется получать свидетельство о допуске СРО.

Градостроительный кодекс не содержит упоминаний по данному вопросу.

Однако п. 32 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утвержден Приказом Минрегиона РФ N 624), сформулирован следующим образом: «Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем». В то же время в этом Перечне есть п. 34 «Работы по осуществлению строительного контроля застройщиком либо привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (виды работ N 23.7, 24.32, группа видов работ N 21)», в котором прямо указано, что строительный контроль осуществляется заказчиком (застройщиком).

Таким образом, исходя из данного Перечня, заказчик не обязан получать допуск СРО для осуществления строительного контроля (если только он не осуществляется при строительстве объектов атомной энергетики).

Более того, аналогичное мнение высказано в письме Минрегиона России N 40915-ИП/08, в котором указано, что свидетельство о допуске требуется только лицу, привлекаемому застройщиком или заказчиком для осуществления строительного контроля на основании договора. Здесь необходимо оговориться, что существует также письмо Минрегиона РФ N 17906-иП/08, в котором указывается на необходимость получения застройщиком допуска СРО. Однако данное письмо было опубликовано до вступления в силу вышеуказанного Перечня.

Проанализируем судебную практику.

В деле N А60-7214 Управление государственного строительного надзора Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении ФГОУ ВПО «Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», являющегося заказчиком строительства, к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ за выполнение работ по строительному контролю без свидетельства СРО о допуске к таким работам.

Судами первой и апелляционной инстанций привлечение Управлением государственного строительного надзора к ответственности было признано законным. При этом ссылка института на расширительное толкование п. 32 Перечня судами не была принята во внимание. Суд апелляционной инстанции, основываясь на Положении и СП 48.13330, указал: застройщикам, осуществляющим работы по строительному контролю, необходимо получить свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией. Если строительный контроль осуществляется не силами застройщика или заказчика, а привлекаемой организацией, то соответствующее свидетельство о допуске должно быть у привлекаемой организации.

В результате институт был оштрафован. Законность вынесенных судебных актов была подтверждена высшей судебной инстанцией (Определение ВАС РФ N ВАС-14190).

Подобный вывод содержится и в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5069-АКу по делу N А60-3434. В рамках данного дела Управление государственного строительного надзора обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности ФКУ «Объединенная дирекция единого заказчика Федеральной налоговой службы» по ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ за осуществление строительного контроля без допуска СРО. Решением суда первой инстанции ФКУ «Объединенная дирекция единого заказчика Федеральной налоговой службы» привлечено к административной ответственности.

Суд апелляционной инстанции, проанализировав нормы действующего законодательства (ГрК РФ, Перечень, СП 48.13330), отметил, что лицо, осуществляющее строительный контроль, должно обладать специальными познаниями, наличие которых и возможность реализации которых при осуществлении строительного контроля подтверждается свидетельством о допуске к такому виду работ, выданному саморегулируемой организацией.

Отсутствие в Перечне вида работ по осуществлению строительного контроля непосредственно застройщиком не означает, что заказчики или застройщики не имеют права самостоятельно осуществлять строительный контроль, но и не дает оснований полагать, что для проведения строительного контроля собственными силами заказчика не требуется получение свидетельства о допуске.

При этом суд отмечает, что Перечнем установлены виды работ, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, а также отдельно установлены виды объектов капитального строительства, проведение работ на которых требует получения свидетельства о допуске, разграничений по субъектному составу для получения свидетельств о допуске к видам работ указанный Перечень не имеет.

Как и в первом случае, рассмотрение данного дела также дошло до ВАС, который вновь согласился с мнением нижестоящих инстанций (Определение N ВАС-10699).

Аналогичное мнение содержится и в Постановлении ФАС Московского округа по делу N А40-142460/10-141-1178. Суд пришел к выводу, что, согласно п. 3 ст. 52 ГрК РФ, заказчик (застройщик), самостоятельно осуществляющий строительство, обязан соответствовать требованиям, указанным в п. 2 той же статьи, в силу которого виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Таким образом, сложилась ситуация, при которой в законодательстве отсутствует четкое указание на необходимость наличия либо отсутствия у заказчика (застройщика) допуска СРО при проведении строительного контроля, и судебные органы в данном случае трактуют положения законодательства расширительно. Это в свою очередь приводит к привлечению заказчиков (застройщиков), осуществляющих строительный контроль без допуска СРО, к административной ответственности по ст. 9.5.1 КоАП, предусматривающей штраф в размере 40 000 - 50 000 руб.

Следовательно, с целью избежания возможного привлечения к административной ответственности заказчику (застройщику) следует получить допуск СРО на проведение строительного контроля.

1. Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

2. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

2.1. В отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации в установленных им случаях принимает решение о проведении строительного контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением.

3. Лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

4. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

5. При выявлении по результатам проведения контроля недостатков указанных в части 4 настоящей статьи работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или технический заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.

6. В случаях, если выполнение указанных в части 4 настоящей статьи других работ должно быть начато более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля, контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов.

7. Замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.

7.1. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства подписывается акт, подтверждающий соответствие параметров соответственно построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов.

8. Порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 53 ГрК РФ

1. Наряду с выдачей разрешения на строительство, которое является формой превентивного контроля за качеством строительства, ведется также и постоянный контроль непосредственно за процессом строительства. Комментируемая статья достаточно подробно регулирует вопросы, связанные с осуществлением контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте за соблюдением соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка (соответственно если проектная документация разрабатывалась на основе архитектурно-планировочного задания, то требованиям архитектурно-планировочного задания).

Согласно ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» до вступления в силу соответствующих технических регламентов (но не позднее 1 июля 2010 г.) требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

— защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

— охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

В соответствии с разъяснениями Госстроя России до вступления в силу соответствующих технических регламентов в области строительства подлежат обязательному исполнению требования действующих нормативных документов в строительстве, принятых до 1 июля 2003 г., направленные на достижение целей технического регулирования и обеспечивающие:
———————————
Письмо Госстроя России от 22 декабря 2003 г. N ЛБ-8381/9 // Бюллетень строительной техники. 2004. N 1.

— право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности при осуществлении градостроительной деятельности;

— надежность зданий и сооружений и их инженерных систем в расчетных условиях эксплуатации, прочность и устойчивость строительных конструкций и оснований;

— устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей в расчетных условиях опасных природных воздействий (в том числе сейсмических) и при пожарах;

— охрану здоровья людей в процессе эксплуатации зданий и сооружений (в том числе необходимые параметры внутреннего климата, акустический и световой режимы помещений);

— доступность среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения;

— безопасность строительных материалов и изделий, процессов их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации для жизни или здоровья людей и окружающей среды;

— размерную и функциональную совместимость и взаимозаменяемость в строительстве;

— правила приемки и методы контроля в строительстве;

— сокращение расходов топливно-энергетических ресурсов при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;

— охрану окружающей среды, экологическую безопасность и соблюдение санитарных правил при осуществлении градостроительной деятельности (в том числе рациональное использование природных ресурсов).

Также обязательны требования специальных технических условий на строительство особо сложных и уникальных зданий и сооружений, согласованных в установленном порядке с органами государственного надзора.

Строительный контроль должен осуществляться при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте любого объекта капитального строительства.

2. Обязанность осуществлять строительный контроль лежит прежде всего на лице, осуществляющем строительство (так называемый производственный контроль). Федеральными законами могут предусматриваться и особенности осуществления такого контроля. Так, Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает проведение производственного контроля в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль), осуществляемого в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. При этом субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представить сведения об организации производственного экологического контроля в федеральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством (ст. 67). Кроме того, указанный Закон предусматривает возможность проведения общественными и иными некоммерческими организациями, а также гражданами общественного экологического контроля, результаты которого в обязательном порядке подлежат рассмотрению органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления (ст. 68).

Осуществлять строительный контроль (технический надзор) — это право застройщика (заказчика).

Застройщик (заказчик) может привлекать лицо, подготовившее проектную документацию, для осуществления авторского надзора. Так, согласно ст. 12 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» архитектор и юридическое лицо на основании договора с заказчиком (застройщиком) имеют право осуществлять авторский надзор за строительством архитектурного объекта или по поручению заказчика (застройщика) быть его ответственными представителями на строительстве данного объекта, осуществляя контроль за качеством строительных материалов, качеством и объемом выполняемых строительно-монтажных работ и финансовый контроль. В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие проектную документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588.

В случае если строительство, реконструкция и капитальный ремонт осуществляются на основе договора строительного подряда, то в соответствии со ст. 749 ГК РФ заказчик также имеет право привлекать к осуществлению контроля и надзора за строительством и принятию от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком инженера (инженерную организацию) без согласия подрядчика. Привлечение инженера (инженерной организации) осуществляется, как правило, посредством заключения с ним договора поручения. Если инженер является работником заказчика, то соответственно он работает на основании трудового договора (контракта). При привлечении инженера (инженерной организации) его правомочия в отношении дачи подрядчику обязательных указаний и иные функции определяются в договоре строительного подряда.

3 — 7. В ч. 3 — 7 комментируемой статьи 53 ГрК РФ: закрепляются обязанности лица, осуществляющего строительство, по проведению строительного контроля, права застройщика (заказчика) (в случае осуществления строительства на договорной основе); устанавливается обязанность проводить контроль за выполнением работ, строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, оказывающих влияние на безопасность объекта, контроль за которыми не может быть проведен после выполнения других работ или устранение недостатков которых не может быть проведено без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения; устанавливается обязанность письменного оформления актов, составляемых по результатам строительного контроля, а также замечаний застройщика (заказчика), привлекаемых им для осуществления строительного контроля лиц. Требование письменного оформления указанных замечаний и актов по результатам осуществления строительного контроля имеет важное значение. Такие документы должны в обязательном порядке учитываться при расследовании случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате отступления от проектной документации, нарушения требований технических регламентов.

8. Согласно ч. 8 комментируемой статьи порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации. В качестве таких нормативных правовых актов необходимо отметить Свод правил СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений», одобренный Постановлением Госстроя России от 10 июня 1999 г. N 44 , и СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», одобренные Постановлением Госстроя России от 19 апреля 2004 г. N 70 . Указанные документы носят рекомендательный характер.
———————————
Бюллетень строительной техники. 1999. N 7.

Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2004. N 3.

Так, согласно СНиП 12-01-2004 при выполнении лицом, осуществляющим строительство, производственного контроля за качеством строительства следует выполнять следующие действия:

— входной контроль проектной документации, представленной застройщиком (заказчиком);

— приемку вынесенной в натуру геодезической разбивочной основы;

— входной контроль применяемых материалов, изделий;

— операционный контроль в процессе выполнения и по завершении операций;

— оценку соответствия выполненных работ, результаты которых становятся недоступными для контроля после начала выполнения последующих работ.

При входном контроле проектной документации следует проанализировать всю представленную документацию, включая проект организации строительства и рабочую документацию, проверив при этом: ее комплектность; соответствие проектных осевых размеров и геодезической основы; наличие согласований и утверждений; наличие ссылок на материалы и изделия; наличие перечня работ и конструкций, показатели качества которых влияют на безопасность объекта и подлежат оценке соответствия в процессе строительства; наличие предельных значений контролируемых по указанному перечню параметров, допускаемых уровней несоответствия по каждому из них; наличие указаний о методах контроля и измерений, в том числе в виде ссылок на соответствующие нормативные документы. При обнаружении недостатков соответствующая документация возвращается на доработку.

Входным контролем в соответствии с действующим законодательством проверяют соответствие показателей качества покупаемых (получаемых) материалов, изделий и оборудования требованиям стандартов, технических условий или технических свидетельств на них, указанных в проектной документации и (или) договоре подряда. При этом проверяют наличие и содержание сопроводительных документов поставщика (производителя), подтверждающих качество указанных материалов, изделий и оборудования. При необходимости могут выполняться контрольные измерения и испытания указанных выше показателей. Методы и средства этих измерений и испытаний должны соответствовать требованиям стандартов, технических условий и (или) технических свидетельств на материалы, изделия и оборудование. Материалы, изделия, оборудование, несоответствие которых установленным требованиям выявлено входным контролем, следует отделить от пригодных и промаркировать. Работы с применением этих материалов, изделий и оборудования следует приостановить. Застройщик (заказчик) должен быть извещен о приостановке работ и ее причинах.

Операционным контролем исполнитель работ проверяет: соответствие последовательности и состава выполняемых технологических операций технологической и нормативной документации, распространяющейся на данные технологические операции; соблюдение технологических режимов, установленных технологическими картами и регламентами; соответствие показателей качества выполнения операций и их результатов требованиям проектной и технологической документации, а также распространяющейся на данные технологические операции нормативной документации. Места выполнения контрольных операций, их частота, исполнители, методы и средства измерений, формы записи результатов, порядок принятия решений при выявлении несоответствий установленным требованиям должны соответствовать требованиям проектной, технологической и нормативной документации.

В целях осуществления технического надзора застройщик (заказчик) может выполнять: проверку наличия у исполнителя работ документов о качестве (сертификатов в установленных случаях) на применяемые им материалы, изделия и оборудование, документированных результатов входного контроля и лабораторных испытаний; контроль соблюдения исполнителем работ правил складирования и хранения применяемых материалов, изделий и оборудования (при выявлении нарушений этих правил представитель технадзора может запретить применение неправильно складированных и хранящихся материалов); контроль соответствия выполняемого исполнителем работ операционного контроля указанным требованиям; контроль наличия и правильности ведения исполнителем работ исполнительной документации, в том числе оценку достоверности геодезических исполнительных схем выполненных конструкций с выборочным контролем точности положения элементов; контроль за устранением дефектов в проектной документации, выявленных в процессе строительства, документированный возврат дефектной документации проектировщику, контроль и документированную приемку исправленной документации, передачу ее исполнителю работ; контроль исполнения исполнителем работ предписаний органов государственного надзора и местного самоуправления; контроль соответствия объемов и сроков выполнения работ условиям договора и календарному плану строительства; оценку (совместно с исполнителем работ) соответствия выполненных работ, конструкций, участков инженерных сетей, подписание двусторонних актов, подтверждающих соответствие; контроль за выполнением исполнителем работ требования о недопустимости выполнения последующих работ до подписания указанных актов; заключительную оценку (совместно с исполнителем работ) соответствия законченного строительством объекта требованиям законодательства, проектной и нормативной документации. Для осуществления технического надзора застройщик (заказчик) при необходимости может сформировать службу технического надзора, обеспечив ее проектной и необходимой нормативной документацией, а также контрольно-измерительными приборами и инструментами.

Авторский надзор осуществляется на основании договора (распорядительного документа) и проводится, как правило, в течение всего периода строительства и ввода в эксплуатацию объекта, а в случае необходимости — и начального периода его эксплуатации. При осуществлении авторского надзора за строительством объекта регулярно ведется журнал авторского надзора за строительством, который составляется проектировщиком и передается заказчику. Основные обязанности лица, осуществляющего авторский надзор, заключаются в: проведении выборочной проверки соответствия производимых строительных и монтажных работ рабочей документации и требованиям строительных норм и правил; выборочного контроля за качеством и соблюдением технологии производства работ, связанных с обеспечением надежности, прочности, устойчивости и долговечности конструкций и монтажа технологического и инженерного оборудования; своевременном решении вопросов, связанных с необходимостью внесения изменений в рабочую документацию в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.101-97 «Основные требования к проектной и рабочей документации», и контроле за исполнением, информировании застройщика (заказчика) о несвоевременном и некачественном выполнении указаний специалистов, осуществляющих авторский надзор, для принятия оперативных мер по устранению выявленных отступлений от рабочей документации и нарушений требований нормативных документов. Лица, осуществляющие авторский надзор, вправе, а в случаях, предусмотренных федеральными законами или договором с застройщиком (заказчиком), обязаны участвовать в освидетельствовании скрываемых возведением последующих конструкций работ, от качества которых зависят прочность, устойчивость, надежность и долговечность возводимых зданий и сооружений, и в приемке в процессе строительства отдельных ответственных конструкций.

Второй комментарий к Статье 53 Градостроительного кодекса

1. Строительный контроль — это комплекс мероприятий, которые осуществляются непосредственно застройщиком или лицом, осуществляющим строительство. Комментируемая статья 53 ГрК РФ определяет цели и порядок проведения такого контроля. Строительный контроль не следует отождествлять с государственным надзором, поскольку они имеют различное правовое регулирование, отличаются по субъектному составу, а также по полномочиям данных субъектов (см. решение ВС РФ от 17 октября 2008 г. N 3-40/08). Целями строительного контроля являются проверка соответствия выполняемых работ проектной документации требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, а с 1 января 2017 г. — также и разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. Такой контроль осуществляется непосредственно в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Пример: поскольку строительство — это создание зданий, строений, сооружений, реконструкция — изменение параметров объектов и их частей, капитальный ремонт — замена или восстановление строительных конструкций или элементов таких конструкций, то проверка в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта может быть осуществлена только при строительном контроле лицом, осуществляющем строительство, а кроме того, на основании договора также застройщиком или заказчиком. Таким образом, в соответствии с требованиями ГрК РФ к полномочиям органов государственного строительного надзора деятельность, связанная с осуществлением проверки на предмет соблюдения норм градостроительного законодательства при размещении, проектировании, вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства, соблюдения порядка выдачи архитектурно-планировочных заданий (градостроительных планов земельных участков), разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, не отнесена (см. решение Волгоградского областного суда от 31 января 2006 г. N 3-4/2006).

Необходимо отметить, что действующее законодательство не различает понятий строительного контроля и технического надзора. Поэтому в судебной практике эти понятия отождествляются (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 января 2011 г. по делу N А78-2301/2010).

Одним из видов строительного контроля является авторский надзор (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 февраля 2015 г. по делу N А53-14376/2014; письмо Министерства регионального развития РФ от 30 апреля 2010 г. N 17906-ИП/08). Авторский надзор — один из видов услуг, оказываемых заказчику, по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации (физических и юридических лиц) за строительством, осуществляемый в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым строительно-монтажным работам на объекте. Необходимость проведения авторского надзора относится к компетенции заказчика и, как правило, устанавливается в задании на проектирование объекта. Порядок проведения авторского надзора устанавливается в Своде правил СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» (введен в действие Постановлением Госстроя России от 10 июня 1999 г. N 44), Своде правил СП 246.1325800.2016 «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений» (утв. Приказом Минстроя России от 19 февраля 2016 г. N 98/пр).

2. Субъектами строительного контроля являются:

— лицо, осуществляющее строительство;

— застройщик или технический заказчик, с 1 июля 2017 г. — также лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или региональный оператор. При этом заключение договора с техническим заказчиком не освобождает заказчика реконструкции (строительства) от ответственности за ненадлежащее осуществление строительного контроля. Право заказчика на привлечение иного лица для осуществления производственного контроля корреспондирует с его обязанностью такой контроль обеспечить либо собственными силами, либо силами привлеченных специалистов (см. Постановление ФАС Московского округа от 20 декабря 2013 г. по делу N А40-169148/2012);

— физическое или юридическое лицо, привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора;

— лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Необходимо отметить, что подрядчик не может осуществлять строительный контроль одновременно и за себя и за заказчика.

Пример: заявитель посчитал, что действующее законодательство не содержит запрета на осуществление подрядчиком функций строительного контроля заказчика, запрет на проведение строительного контроля со стороны заказчика и подрядчика одним субъектом не установлен. Суд указал, что если заказчик не обладает специальными познаниями либо по иным причинам не желает в полном объеме выполнять функцию заказчика по контролю и надзору за строительством, то осуществление этой функции и принятие от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком он вправе доверить третьему лицу — профессиональному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Проанализировав п. п. 5 и 6 Положения о порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468, суд пришел к верному выводу о том, что строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, и строительный контроль, осуществляемый заказчиком, содержательно отличаются и не могут осуществляться одним лицом, поскольку обратное нивелирует цели и задачи строительного контроля заказчика (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 февраля 2016 г. по делу N А60-19907/2015, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 июня 2016 г. по делу N А32-42596/2014).

В правоприменительной практике спорным является вопрос о необходимости иметь свидетельство о допуске к соответствующему виду работ при осуществлении строительного контроля. В одних случаях суды полагают, что лицо, осуществляющее строительный контроль, должно обладать специальными познаниями, которые подтверждаются соответствующим свидетельством.

Пример: отсутствие в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утв. Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624, вида работ по осуществлению строительного контроля непосредственно застройщиком не означает, что заказчики или застройщики не имеют права самостоятельно осуществлять строительный контроль, однако не дает оснований полагать, что для проведения строительного контроля собственными силами заказчика, застройщика не требуется получение свидетельства о допуске к соответствующему виду работ. Перечнем установлены виды работ, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, а также отдельно установлены виды объектов капитального строительства, проведение работ на которых требует получения свидетельства о допуске, разграничений по субъектному составу для получения свидетельств о допуске к видам работ указанный Перечень не имеет (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 февраля 2015 г. по делу N А60-1100/2014).

В других случаях суды указывают, что лица, осуществляющие строительный контроль, не обязаны иметь выданные ГрСРО свидетельства о допуске к таким видам работ.

Пример: работы по осуществлению строительного контроля застройщиком (за исключением осуществления строительного контроля при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов использования атомной энергии) не включены в Перечень, что не исключает право застройщика (заказчика) на самостоятельное проведение строительного контроля и означает лишь отсутствие у него обязанности по получению свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства (см. Постановление ВС РФ от 24 июня 2016 г. N 304-АД16-6361).

Особенность финансовой стороны строительного контроля заключается в том, что заказчик не обязан возмещать подрядчику стоимость услуг контролирующей организации. Функции строительного контроля подрядчик обязан осуществлять по общему правилу. Заказчик же имеет право на осуществление этих функций. Таким образом, на подрядчике лежит обязанность осуществлять строительный контроль, тогда как у заказчика данной обязанности нет (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 июля 2015 г. по делу N А76-8705/2014). Также комментируемая часть не предусматривает право заказчика на контроль за стоимостью приобретаемых застройщиком строительных материалов и истребования документов, ее подтверждающих. Соответственно, заказчик не имеет права требовать уменьшения твердой цены договора в связи с тем, что стоимость строительных материалов является завышенной (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 25 июля 2013 г. по делу N А55-26153/2012).

3. Части 3, 4 определяют обязанности, которые возложены на лицо, осуществляющее строительство, при проведении строительного контроля. К ним относятся:

— обязанность извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства. При этом выполнение работ в соответствии с проектной документацией не освобождает от исполнения этой обязанности (см. Постановление ФАС Московского округа от 8 августа 2013 г. по делу N А40-146191/2012);

— обязанность проводить контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ или устранение недостатков которых невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций. При этом должны проводиться испытания конструкций и составляться акты освидетельствования скрытых работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Отсутствие актов освидетельствования работ влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 2 апреля 2010 г. по делу N А63-23244/2008-С6-39).

Застройщик или технический заказчик при выявлении по результатам проведения контроля недостатков может потребовать проведения повторного строительного контроля (ч. 5 комментируемой статьи). Ненадлежащее осуществление строительного контроля может повлечь административную ответственность (см. Постановление ВС РФ от 24 февраля 2016 г. N 305-АД15-19871, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 июня 2016 г. по делу N А40-151243/2015).

4. Часть 6 комментируемой ст. 53 ГрК России определяет особенности проведения строительного контроля в случаях выполнения других работ по истечении более чем шести месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля. При этом строительный контроль должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов. Орган государственного строительного надзора имеет право выдать предписание о проведении повторного контроля (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 июня 2015 г. по делу N А53-21664/2014).

5. Несмотря на то что ч. 7 комментируемой статьи обязывает оформлять в письменной форме замечания к подрядчику по осуществлению строительного контроля составлять акт и об устранении указанных недостатков, комментируемая часть не предусматривает возможность выдачи заказчиком или застройщиком предписаний подрядчику по выявленным нарушениям.

Пример: в связи с этим судом не было принято во внимание в качестве доказательства надлежащего осуществления строительного контроля выданное застройщиком подрядчику предписание (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17 февраля 2011 г. по делу N А51-9505/2010).

6. В соответствии с ч. 8 комментируемой статьи 53 Градостроительного кодекса РФ порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными правовыми актами РФ. В качестве таких нормативных правовых актов необходимо отметить:

— Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»;

— Методику проведения строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства СДОС-04-2009 (принята решением Наблюдательного совета Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве от 20 июля 2009 г. N 30-БНС);

Приветствую, друзья! Раньше в строительстве было понятие как «технадзор». В обиходе он конечно еще остался, но в законодательстве вы его уже не встретите. В настоящее время «технадзоры» — это инженеры по вопросам строительного контроля. О них и будет данная статья.

Основы строительного контроля заложены в статье 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации:

  • цель осуществления строительного контроля
  • кем проводится
  • что включает в себя процедура строительного контролья

Но в данной статье заложены лишь основы, конкретно сам порядок прописан в Положении о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (утв. постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468).

Также о строительном контроле прописано в СП 48.13330.2011 «Организация строительства» .

Цель и предмет осуществления строительного контроля

Цель строительного контроля прописана в ч. 1 ст. 53 ГрК РФ:

Предмет строительного контроля указан в положении о порядке проведения строительного контроля:

Кто должен осуществлять строительный контроль

Согласно ч. 2 ст. 53 строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случаях когда строительство осуществляется на основании договора, то есть застройщик и лицо, осуществляющее строительство разные лица, то строительный контроль должен проводиться также и застройщиком.

В данном случае застройщик может проводить контроль собственными силами, либо нанять для этого организацию по договору. Можно нанять то же лицо, которое осуществляет строительство.

Требования к специалисту строительного контроля

Минимальные требования: специалист должен иметь соответствующее образование, повышение квалификации каждые 5 лет и квалификационный аттестат на соответствие занимаемой должности.

Что включает в себя процедура строительного контроля

Строительный контроль лица, осуществляющего строительство (подрядчика) и застройщика немного отличаются.

Получается строительный контроль застройщика заключается в том чтобы проверять ведение строительного контроля подрядчика.

Организация строительного контроля

Для этого необходимо:

  1. Назначить ответственного инженера (ов) соответствующим приказом. Ознакомить его (их) с приказом. Данные специалисты должны соответствовать установленным требованиям. Желательно чтобы были в составе единого реестра специалистов в области строительства.
  2. Вписать данные специалистов по вопросам строительного контроля в титульные листы общего журнала работ.

Не забываем подписываться на блог и делиться статьей в социальных сетях. Спасибо.

P.p.s. Друзья, хочу Вам также порекомендовать "Генератор исполнительной документации - Генератор-ИД" от сайта ispolnitelnaya.com . Программа настолько простая и действенная, что сэкономит кучу времени. Всем советую ознакомиться!!!

1. Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

2. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

2.1. В отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации в установленных им случаях принимает решение о проведении строительного контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением.

3. Лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

4. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

5. При выявлении по результатам проведения контроля недостатков указанных в части 4 настоящей статьи работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или технический заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.

6. В случаях, если выполнение указанных в части 4 настоящей статьи других работ должно быть начато более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля, контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов.

7. Замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.

7.1. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства подписывается акт, подтверждающий соответствие параметров соответственно построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов.

8. Порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.