Массовый набор сотрудников и персонала

Переосмысливая наши отношения со временем - и примирившись со смертью - мы можем улучшить свое существование, - утверждает Роман Кшнарич.
«Слово« смерть »не произносится в Нью-Йорке, Париже или Лондоне, потому что оно обжигает губы, - писал мексиканский эссеист и поэт Октавио Пас в 1950-х годах. Но для его соотечественника, который говорит об этом и отмечает это на ежегодном фестивале «День мертвых», «это одна из его любимых игрушек и самая непоколебимая любовь».

Более того:
- Что на самом деле означает «поймать день»
- Книга, которая изменила имидж Японии
- Почему принятие перемен является ключом к хорошей жизни

Возможно, это было преувеличением даже тогда, но это поднимает вопрос о роли, которую смерть играет в искусстве жизни. Западная культура разработала множество механизмов для защиты нас от реальности нашей смертности. Рекламная индустрия говорит нам, что мы останемся вечно молодыми, мы избегаем разговоров о смерти с нашими детьми и уводим пожилых людей в дома престарелых с глаз долой и из виду.


 

Мы должны научиться противостоять ужасу смерти и развить в себе смелость исследовать, как осознание нашей смертности может помочь нам ориентироваться в настоящем. Вспомните автопортрет Фриды Кало «Размышляя о смерти», у которого на лбу намазан жуткий череп. Или подумайте о содержательной мудрости Альбера Камю: «Примирись со смертью. После этого все возможно ». Но смириться со смертью легче сказать, чем сделать. Один из секретов этого заключается не в том, чтобы часами созерцать видения Мрачного Жнеца, а в том, чтобы переосмыслить наши отношения с самим временем. Вот три идеи, которые открывают неожиданную перспективу существования.

Ужин загробной жизни

В повести Льва Толстого 1886 года «Смерть Ивана Ильича» судебный прокурор Санкт-Петербурга, посвятивший свою карьеру продвижению по карьерной лестнице и помощи своей семье в достижении респектабельного места в буржуазном обществе, лежит на смертном одре в возрасте всего 45 лет, гадая, неужели он потратил свою жизнь на поверхностные занятия. «Что, если вся моя жизнь действительно была неправильной?» он с горечью размышляет.

Если мы проецируем себя на конец нашей жизни, как мы будем относиться к этому, оглядываясь назад?
История предлагает полезный мысленный эксперимент. Если мы проецируем себя на конец нашей жизни, когда мы лежим на смертном одре, как мы будем относиться к этому, оглядываясь назад? Будем ли мы гордиться своими достижениями? Чувствуем ли мы, что высосали костный мозг из жизни? Или мы, как Иван Ильич, будем сожалеть ? Дело, конечно, в том, что такие размышления могут изменить то, как мы решаем действовать здесь и сейчас. Мой любимый подход к совершению этого временного путешествия к концу нашей жизни - это упражнение на видение, которое я называю «званый обед в загробной жизни».

Представьте себя на званом обеде в загробной жизни. Также присутствуют все другие «вы», которыми вы могли бы быть, если бы сделали другой выбор. Тем, кто усерднее учился на экзаменах. Тот, кто ушел с первой работы и последовал своей мечте. Тот, кто стал алкоголиком, и другой, который чуть не погиб в автокатастрофе. Тем, кто больше времени уделяет тому, чтобы ваш брак работал.

Затем вы смотрите вокруг на эти альтернативные «я». Некоторые из них впечатляют, а другие кажутся самодовольными и надоедливыми. Некоторые заставляют вас чувствовать себя неадекватным и ленивым. Так с кем из них вам интересно встретиться и поговорить? Чего бы вы предпочли избежать? Кому вы завидуете? Есть ли среди этих многих вас тот, кем вы бы предпочли быть или стать?

Великая цепь жизни

Второй способ осмыслить наше существование - это использовать мудрость коренных культур, мировоззрение которых устраняет барьеры между жизнью и смертью, предлагая ощущение превосходства. Существует вдохновляющая концепция маори, известная как whakapapa , что их слово означает «происхождение» или «генеалогия». Идея заключается в том, что мы все связаны в великой цепи жизни, которая связывает настоящее с поколениями прошлого и вперед со всеми поколениями, идущими в будущее.

Это позволяет нам осознать, что живые, мертвые и нерожденные - все здесь, в одной комнате с нами. И мы должны уважать их интересы так же, как свои собственные
Так получилось, что свет сияет в этот момент, здесь и сейчас, и идея whakapapa помогает нам светить более широко, чтобы мы могли видеть всех на протяжении всего временного ландшафта. Это позволяет нам понять, что живые, мертвые и нерожденные - все здесь, в одной комнате с нами. И мы должны уважать их интересы не меньше, чем наши собственные. Совершить этот творческий скачок непросто, особенно для тех из нас, кто погружен в крайне индивидуалистичную западную культуру потребления.

Но мы можем начать делать это с помощью другого мысленного эксперимента, который включает путешествие во времени. Подумайте о ребенке, которого вы знаете и о котором заботитесь - возможно, о крестнике, племяннице, одном из ваших собственных детей или внуков. А теперь представьте их на вечеринке по поводу своего 90-летия в окружении семьи и друзей. Представьте себе их старое лицо, посмотрите, что происходит в мире за окном. А теперь представьте, что кто-то подходит и сует к ним на руки крошечного младенца: это их первый правнук. Они смотрят в глаза ребенку и спрашивают себя: «Что нужно этому ребенку, чтобы выжить и преуспеть в предстоящие годы и десятилетия?»

Посидите с этой мыслью на мгновение. Затем осознайте, что этот крошечный ребенок может дожить до 22 века. Их будущее - не научная фантастика. Это интимный семейный факт, всего в паре шагов от вашей собственной жизни. Если мы заботимся о жизни этого ребенка, нам нужно заботиться обо всей жизни: обо всех людях, которые ей понадобятся для поддержки; воздух, которым он будет дышать; вся сеть жизни.

Подобный мысленный эксперимент может помочь нам выйти за пределы нашей собственной продолжительности жизни и проникнуться мудростью вакапапы . Мы все являемся частью великой цепи жизни. И, осознавая свое место в нем, мы начинаем расширять наше представление о том, что составляет «настоящее», переходя от «настоящего», состоящего из секунд, минут и часов, к более длительному «сейчас», составляющему десятилетия, столетия и даже тысячелетия. Сейчас, которое дает нам чувство ответственности за наследие, которое мы оставляем будущим поколениям, с уважением к поколениям прошлого.

Анимационный фильм «Сказки из Земноморья» от студии Ghibli 2006 года был снят режиссером Горо Миядзаки и основан на сериале Урсулы Ле Гуин «Земное море» (Источник: Алами)
Анимационный фильм «Сказки из Земноморья» от студии Ghibli 2006 года был снят режиссером Горо Миядзаки и основан на сериале Урсулы Ле Гуин «Земное море» (Источник: Алами)

Путешествие в глубокое время

Мы также можем переосмыслить наши отношения со смертью, взяв перспективу «глубокого времени», признав, что человечество и наша собственная жизнь - всего лишь моргание в космической истории. Как сказал писатель Джон Макфи : «Считайте историю Земли старой мерой английского двора, расстояния от носа короля до кончика его протянутой руки. Один удар пилкой по среднему пальцу стирает историю человечества ".

Но помните также, что так же, как глубокое время позади нас, есть также глубокое время впереди. Любые существа, которые могут все еще существовать через пять миллиардов лет, когда наше солнце умрет, будут так же отличаться от нас, как мы от первых одноклеточных бактерий.

Глубокое время позволяет нам осознать наш разрушительный потенциал: всего за два столетия индустриальной цивилизации, с нашей экологической слепотой и смертоносными технологиями, мы поставили под угрозу мир, на развитие которого потребовались миллиарды лет. Разве мы не несем ответственности за сохранение животворного потенциала Земли для будущих поколений? В то же время, размещение нас в большом пространстве времени помогает взглянуть на нашу смертность в перспективе. Мы всего лишь мимолетный момент в гораздо большем, длинном повествовании.

Мы можем достичь этого с помощью писателей-фантастов, таких как Н.К. Джемисин или Урсула Ле Гуин, которые позволяют нашему разуму путешествовать по эпохам.
Хотя глубокое время неуловимо, его чудеса достижимы. Мы можем достичь этого с помощью писателей-фантастов, таких как Н.К. Джемисин или Урсула Ле Гуин, которые позволяют нашему разуму путешествовать по эпохам. Или попробуйте поискать окаменелости и подержать в руке аммонит возрастом 200 миллионов лет. Или взгляните на звезды, свет которых покинул свой источник еще до того, как появились люди. Или совершите паломничество к древнему дереву и, как прекрасно выразился писатель Ричард Пауэрс , ощутите жизнь «со скоростью дерева».

Пока мы деловито проводим пальцем по телефонам и нажимаем кнопку «Купить сейчас», давайте сделаем паузу и откроем наше воображение для более длительного «сейчас». Так мы начинаем путешествие за пределы смерти. Так мы становимся хорошими предками.